Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ГОДЫ ЖИЗНИ 

Дмитрий ШЕВАРОВ

Семейный альбом, где все молоды и счастливы

Тихие признания к 75-летнему юбилею Эльдара Рязанова

Эльдар Рязанов

Утром, не открывая глаз, отчего-то знаешь: снег идет. Летит на черные огороды, на измокшие под дождем сараи, на темный, осунувшийся за осень город. И глохнут от снегопада тепловозные гудки, и кто-то скрипит валенками под окном.
Ты выбегаешь на двор, и белая жизнь летит в глаза. И вся зима впереди. Длинная-длинная жизнь – зима. Впереди тощие елки и апельсины в авоськах, оранжевые торшеры и «Ирония судьбы...» по телевизору, а после – поцелуи в подъезде, когда в белую щелку под дверью влетает снег.

Только крыши, снег и, кроме
крыш и снега, – никого...

Бегут первые титры на фоне московских Черемушек, и кто-то бережно освобождает нас из тисков хмурых будней. Тяжелый шар земной не трещит больше, как старая бочка, стянутая железным обручем, а мирно плывет под нашими ногами.
«...Сценарий Э.Брагинского и Э.Рязанова. Постановка Э.Рязанова. Оператор В.Нахабцев. Художник А.Борисов. В ролях...»
«Иронию судьбы...» первый раз показали, кажется, в ночь на 76-й год. Странно вспомнить, что картину анонсировали как «фильм о пагубном влиянии современной архитектуры на психику». В 80-х фильм на несколько лет изъяли из новогодней программы. То Андропов сражался с расхлябанностью и праздностью, то Лигачев – со злоупотреблением спиртных напитков. В начале 90-х сурово боролись за «киноправду», «Иронию судьбы...» пару лет стыдливо прятали от нового поколения. Очевидно, усматривали в ней «идеализацию жизни при тоталитарном режиме».
Все эти глупости, к счастью, схлынули. Да и видеокассеты появились. Смотри сколько хочешь. И все-таки нечто удивительное и очень важное было в тех минутах, когда одна мелодия согревала всю огромную страну и конец фильма был только началом новогодней ночи. И миллионы звонков неслись по проводам навстречу друг другу, и слова любви торопились быть сказанными, и незнакомые люди улыбались нам.
Как спасительны чистота, юмор, нежность и уют рязановских фильмов. И сейчас – чем темнее вокруг, тем светлее там. Каждый кадр знаком, каждая реплика и мелодия, а все смотрим и не можем насмотреться.
Кто-то скажет, что мы прячемся от реальности, и будет по-своему прав. Но нашу привязанность к рязановским картинам не объяснишь только ностальгией. Однажды замечательного композитора Валерия Гаврилина корреспонденты спросили, почему он не уехал на Запад. Он ответил: «Мне сейчас и на Родине Родины не хватает».
Вот и нам не хватает Родины. И в жизни не хватает жизни – той, что согрета теплом и дружеством. Ее самые светлые моменты искрятся в «Карнавальной ночи», они сигналят нам в «Берегись автомобиля!» и падают осенними листьями в «Служебном романе». Они таинственно растворены в «Иронии судьбы...».
Вот уже почти три десятилетия снег за нашими окнами кружится и падает в ритме гениальных мелодий Микаэла Таривердиева.

Со мною вот что происходит...

Для наших детей «Ирония...» всего лишь сказка, да и мы постепенно забываем, что когда-то она очень походила на быль, и в этом было ее главное очарование.
Первый подъезд в доме номер 25 по 3-й улице Строителей. Сегодня он, очевидно, и в Москве, и в Петербурге накрепко закрыт железной дверью с кодовым замком. Уж от чего мы теперь надежно застрахованы, так это от счастливых недоразумений.
Какими мы стали другими – это острее замечаешь, глядя не в зеркало, а пересматривая давно знакомый, любимый фильм. Были смешными, нелепыми в своей доверчивости, умели по-детски радоваться мелочам, дурачиться и читать вслух стихи; запросто мотались по стране от Риги до Сахалина, беспечно открывали двери незнакомым людям, легко ошибались адресами и легко расставались.
И немного странным, даже надуманным казался финал «Иронии...», когда тревожным заклинанием начинала звучать за кадром «Баллада о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова. Кто-то из критиков даже советовал режиссеру вырезать этот фрагмент – мол, разве можно в комедии говорить о горьком, о страшном, ведь это нарушает чистоту жанра. Теперь эти последние кадры с храмом, на который летит снег, и одинокой фигуркой Жени Лукашина, спешащего сквозь метель, – эти кадры кажутся нам самыми важными, а звучащие стихи – написанными вчера бессонной ночью.

С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них.
И каждый раз навек прощайтесь,
И каждый раз навек прощайтесь,
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг.

В тот год, когда снималась «Ирония...», Юрий Трифонов написал повесть, где его герой размышляет: «Можно болеть, можно всю жизнь делать работу не по душе, но нужно ощущать себя человеком. Для этого необходимо единственное – атмосфера простой человечности. Простой, как арифметика. Никто не может выработать это ощущение сам, автономно, оно возникает от других... Если человек не чувствует близости близких, то... он начинает душевно корчиться и задыхаться...».
Вот что воскрешают в нас рязановские фильмы – память о простой человечности, о душевной близости, о приветливости больших незнакомых городов. Поглощенные жизнью от новостей до новостей, с омраченными тревогой лицами, бесконечно усталые, забывшие, как долго можно просто сидеть рядом и глядеть в глубокое отражение елочных разноцветных огней, – мы самих себя забыли на 3-й улице Строителей. Быть может, поэтому наша привязанность к «Иронии судьбы...» с каждым годом становится все сокровеннее, мы любим ее все нежнее и молчаливее, как любим свое детство и юность.
Как-то после первой серии «Иронии...» маленькая дочка побежала к окну и, закрывшись ладошками, стала вглядываться в темноту: «Ипполита жалко... Давайте его позовем, а то он совсем замерзнет!».
«Ирония...» – наш семейный альбом, где все дорогие и милые, где все молоды и смешливы. Где гитару выпускают из рук лишь для того, чтобы согреть любимые руки. Где светятся счастьем окна и, глядя в эти окна, веришь: наш состав еще отправится на Тихорецкую, вагончик тронется, перрон останется.
Вот Надя, Женя, вот его чудесная мама... А вот мы – в соседнем окне.
Счастлив художник, подаривший людям драгоценные минуты утешения и надежды.
Спасибо вам и сердцем и рукой за то, что вы, не зная нас, так любите...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru