Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2002

Первая тетрадь. Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ

Учительская зарплата останется нищенской

Но зато платить ее будут по новой схеме

На заседании 6 ноября Правительство России одобрило концепцию реформирования схемы оплаты труда работников бюджетной сферы, подготовленную в Министерстве труда. В дальнейшем концепцию решено доработать и разослать в регионы – для получения отзывов. Министр труда А. Починок заявил, что документ будет стопроцентно готов к началу 2003 года.

Сугубо официально
По мнению премьер-министра Михаила Касьянова, «переход на отраслевые системы оплаты поможет не только повысить зарплату, но и улучшить социальную ситуацию в регионах, в некоторых из которых уровень зарплат бюджетников пока ниже прожиточного минимума».
Итак, если быть точными: сколько же теперь будет получать учитель?
В соответствии с концепцией единая тарифная сетка (ЕТС) будет заменена на 16 отраслевых тарифных систем. Министр труда А. Починок отметил, что особую роль в реформировании системы оплаты должны сыграть субъекты Российской Федерации. Он подчеркнул, что на местах могут, исходя из своих возможностей, вводить дополнительные выплаты бюджетникам, но ни в коем случае не уменьшать их зарплату ниже уровня, установленного в отраслевых системах. По словам А. Починка, с 1 октября 2003 года до 1 января 2004 года региональные власти должны будут оценить свои финансовые возможности и определиться с размерами выплат. Он также отметил, что в ближайшее время будет сформирована специальная межведомственная комиссия с участием российских профсоюзов и объединений работодателей, которые проанализируют все аспекты предстоящего реформирования системы оплаты труда бюджетников и смогут внести в нее определенные коррективы, не затрагивающие основных принципов всей концепции.
Кроме того, А.Починок напомнил, что с 1 октября будущего года, когда предполагается введение новой системы, будет произведено повышение оплаты труда бюджетников в среднем на 33%, и средства для этого уже заложены в проекте бюджета 2003 года.

Расклад по окладам
Официальную версию реформы мы заслушали. Попробуем разложить услышанное по полочкам.
Итак, каким образом будет теперь определяться учительский оклад? Министерство труда предлагает три критерия. Первый – место работы: школа, интернат, институт и т.д. (всего в списке 15 типов учреждений образования). Второй – педагогический стаж (5 групп) и третий – занимаемая должность. Исходя из этих трех критериев и будет вычисляться зарплата конкретного учителя. Этакая упрощенная ЕТС.
Какая сумма станет для учительской зарплаты «отправной точкой»? МРОТ – минимальный размер оплаты труда. Именно к этому показателю будут «пририсовываться» коэффициенты, как ранее к первому разряду ЕТС. Сегодня МРОТ составляет 450 рублей, однако с 1 октября 2003 года правительство обещает повысить его до 600 – аккурат к введению в действие новых отраслевых схем оплаты труда.
Кто будет платить зарплату учителям, как распределится ответственность между муниципалитетами, регионами и федеральным центром?
Тут нас поджидает малоприятный сюрприз. Федеральная власть гарантирует учителю выплату того самого МРОТ, то есть 600 рублей. Остальное должны изыскать муниципалитеты, а в случае если соответствующие полномочия передадут на уровень выше, как уже предполагалось, затянуть пояс потуже придется регионам.
И самое главное: новая схема оплаты труда будет носить для муниципальных и региональных властей «рекомендательный характер». То есть, если губернатор или мэр, «ориентируясь на свои финансовые возможности», решит платить учителю меньше, чем положено по стажу, месту работы и должности, ему можно будет погрозить пальчиком и сказать: «Ай-яй-яй, как не стыдно!»
А как же обещания государственных мужей уже через год увеличить зарплату бюджетникам в полтора-два раза? Спокойно, учитель. Эти слова – для прессы. А на деле они касаются лишь «федеральных» бюджетников – тех, кому зарплату платят впрямую из бюджета страны. А педагоги к этой категории не относятся.

Реформа есть – денег нет…
Как регионы справляются с повышением зарплаты бюджетникам, мы уже знаем. Где-то отменяют все надбавки и доплаты, чтобы состоялось хотя бы формальное повышение; где-то берут кредиты и продают государственную собственность; где-то влиятельный губернатор находит способы получить ссуду Министерства финансов или федеральный трансферт.
Думается, когда регионам придется платить фактически всю зарплату учителям, ситуация декабря 2001 – января 2002 гг. станет просто хронической. Зато у Министерства труда по отчетности будет шик и блеск: никаких задолженностей. По 600 рублей на учителя в бюджете страны найдется.
Правда, Министерство финансов несколько поуменьшило пыл своих коллег из ведомства А. Починка. «10,8 миллиарда рублей, которые потребуются на реформу, в бюджет не заложены. Есть только средства на повышение зарплат с октября 2003 г. в 1,3 раза», – сообщили финансисты. «А уж 28,6 миллиарда, которые должны ассигновать на реформу регионы, и вовсе нереальная сумма».
Резко против концепции реформирования выступил и Комитет Государственной думы по науке и образованию. Его председатель Александр Шишлов заявил, что «нельзя разрывать вопросы перехода к отраслевой системе оплаты труда и повышения средней заработной платы учителя». Подобного мнения придерживаются и в Министерстве образования, где, кстати говоря, тоже подготовили проект новой схемы оплаты труда педагогов, вот только правительство внимание на него не обратило…

Василий КРАЮХИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru