Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

СЕРГЕЙ БЕЛИКОВ. БРИТОГОЛОВЫЕ. СЕРГЕЙ БЕЛИКОВ. БРИТОГОЛОВЫЕ.
ВСЕ О СКИНХЕДАХ.
ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Москва, 2002

Эта книга представляет собой исследование одного из современных контркультурных политизированных молодежных движений – скинхедов. В России представители движения skinhead предпочитают называть себя бритоголовыми, так как, по их мнению, это название звучит более патриотично. Относительная малочисленность групп скинхедов в России не должна создавать иллюзию благополучности в нашем обществе – опыт истории свидетельствует, что такие движения незаметно проникают во все структуры общества, как ОВ (отравляющие вещества) во все поры организма. Поэтому вовремя разглядеть, расслышать появление стилистики, образа мышления и жизни «бритоголовых» в молодежной среде чрезвычайно важно для того, чтобы эффективно блокировать их влияние. Но для того чтобы «расслышать и разглядеть», надо знать, что это такое.
Чтение этой книги – нелегкое, но необходимое дело.
Контркультурные движения всегда существовали в человеческом обществе. Есть замечательные исследования этого явления, например, статьи и книги Г.С.Кнабе о контркультурных движениях в Древнем Риме, в Средние века и в 50-е годы XX века. Но исторические экскурсы должны не успокаивать, а наоборот – подвигать на эффективное противодействие этому явлению.
XX век показал, что разделение народа по классовым и национальным признакам приводит только к гражданским и мировым войнам. Людям XXI века предстоит убедиться, что столь же разрушительна для жизни вообще этническая и (вновь, как в средние века) религиозная сегрегация. Для того чтобы каждому найти достойную форму разрешения противоречий, надо научиться утверждать свою самобытность не принижением (уничтожением) чужой, а предъявлением своих достижений, своего блеска. Каждая нация, тем более этнос – украшение человечества.
В книге восемь глав, каждая из которых посвящена принципиально важным аспектам движения скинхедов.
В первой главе автор рассказывает о зарождении движения бритоголовых в разных странах мира, о формировании их идеологии, темпах распространения, об эволюции от музыкального и стилистического эпатажа одиночек до жестоких и сплоченных политизированных групп.
Вторая глава посвящена истории возникновения движения бритоголовых в России. Автор проницательно отмечает, что эта общемировая тенденция в России получила своеобразные формы – еще в 70–80-е годы существовали изначально глубоко законспирированные (как и любые другие не санкционированные властью) группы граждан – младофашисты, «качки» и пр. Так что проблема молодежного экстремизма, расизма и фашизации существовала в России задолго до того, как о ней стали открыто говорить. В этой главе дано подробное описание видов скинхедов в зависимости от возраста, анализ причин роста численности и усиления активности российских бритоголовых.
В третьей главе рассказывается об идеологической направленности отдельных групп бритоголовых – о расистах, нацистах, антифашистах, «красных», анархистах, о скинхедах музыкантах, спортсменах, политиках, об их врагах и объектах агрессии – «не белых», хиппи, панках, антифашистах и бомжах.
В четвертой главе автор пишет об обычаях и традициях, внешнем виде, татуировках, музыкальной и видеокультуре бритоголовых. Знание этих особенностей может помочь учителям распознать на ранней стадии «инфекцию», вовремя принять меры по нейтрализации ее разрушительного влияния.
Пятая глава посвящена сложным взаимоотношениям разнородных групп подростков, спорам о месте бритоголовых среди других групп и течений неформалов – футбольных фанатов, «люберов», хиппи, металлистов, панков и многих других.
В шестой главе особое внимание автор уделяет анализу причин ухода подростков и несовершеннолетних в неформальные контркультурные объединения. Он утверждает, что участие в неформальных движениях может явиться символическим способом разрешения (вернее, смягчения) подросткового и юношеского кризисов отношений со взрослым миром. Если у подростков и юношей отношения с миром взрослых никак «не строятся», если нет взаимного признания и уважения, то у них возникает потребность в контркультуре, которая может помочь преодолеть кризис, символически уменьшить напряжение, построить хотя бы в воображении мир, где кризиса не существует. В этой главе дается обзор тенденций в развитии российского скин-движения, рассказывается о местах наибольшей активности и концентрации бритоголовых в Москве, Петербурге и других городах России, о внутригрупповых отношениях и межгрупповых контактах, разновидностях скин-объединений, методах привлечения молодежи – вербовке и пропаганде. Дается обзор реально существующих московских и региональных скин-групп.
В седьмой главе рассказывается о попытках противодействия бритоголовым со стороны власти и некоторых общественно-политических объединений, об объективных трудностях работы со скинами. Особое внимание автор уделяет антагонистическим взаимоотношениям бритоголовых с неформальной субкультурой рэперов – молодых поклонников рэп-музыки.
В последней, восьмой главе автор пишет о скин-печати – самиздатовских иллюстрированных журналах, о праворадикальных изданиях, публикующих на своих страницах не только информацию о событиях из жизни и деятельности бритоголовых, но и нужные и интересные для них инструкции и рекомендации, об отношении скинхедов к политическим партиям и движениям, об их контактах с объединениями национал-патриотического толка.
В заключение автор пишет о том, что хотя по сравнению с бритоголовыми Запада российские скинхеды более политизированы, они пока представляют собой расистские группировки, стилистическое направление, банды хулиганствующих подростков, а не серьезную политическую силу. Но это не значит, что скин-движение не представляет угрозы. Оно выполняет важную функцию в цепи фашизации общества, разжигает расизм и ксенофобию в молодежной среде, создает атмосферу страха и жестокости среди определенной части населения России. Одновременно бритоголовые составляют тот потенциальный резерв, который в дальнейшем будет пополнять все виды расистских, нацистских и экстремистских организаций.
Это жестокое и жесткое контркультурное движение с четкой идеологической платформой, обилием проводимых акций, со всевозрастающей численностью.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru