Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Я ИДУ С УРОКА 
 

М.М.ЛЕВИЦКАЯ (1898–1990), рожд. Ершова, – старшая дочь А.А.
О.М.ЕРШОВА (1907–1996) – младшая дочь А.А.

О нашей маме Александре Алексеевне Ершовой

“Все русские люди должны снять шапки
перед этой барышней и поклониться ей”.
Газета “Новое время”, 5 апреля 1894 г.

Имя Александры Алексеевны большинство читателей впервые услышали в канун Дня учителя в рассказе ее внучки, А.П.Ершовой (“ПС” № 68). А сегодня мы публикуем биографическую справку, составленную дочерьми А.А. Они написали этот текст в застойные годы, перепечатывая на машинке рукописи матери. Писали “в стол”.
При их жизни ничего о матери опубликовано не было.

Жизнь А.А. в цифрах, именах и географических названиях

Александра Алексеевна Штевен (по мужу Ершова) родилась 23 ноября (6 декабря) 1865 г. в Нижегородской губернии, скончалась 29 октября 1933 г. в Москве.
Дед А.А., Христиан Христианович Штевен, был известен в России и за ее пределами как ученый, основатель знаменитого Никитского ботанического сада в Крыму.
А.А. рано лишилась родителей, воспитывала ее и сестер мачеха, дальняя родственница отца. Отец, швед по национальности, родился в Петербурге, окончил Царскосельский лицей (вместе с Пушкиным) и служил в канцелярии, разрабатывавшей реформы 1861 года.
Выросла А.А. за границей – в Австрии, Швейцарии и Германии. В 1880 году семья более прочно обосновалась в России. Летом жили в небольшом нижегородском имении – селе Яблонке Арзамасского уезда, а зимой – в Петербурге, где А.А. в 1882 году первой ученицей окончила немецкую гимназию св. Анны. С 1885 года после двухлетнего пребывания в Швейцарии она окончательно поселилась с мачехой и сестрами в нижегородском имении.
Двадцатилетняя А.А., преисполненная горячим патриотизмом и жаждой полезной деятельности, сразу же взялась обучать грамоте крестьянских детей.
Деятельность свою она постепенно расширяла, разъезжая по Нижегородской губернии во всякое время года – и в мороз, и в распутицу. Организовала около 50 школ. Для школ нужны были учителя. Летом она собирала наиболее способных своих учеников и старалась подготовить из них учителей для этих школ.
О ней заговорили, появились статьи в газетах. В это время она вступила в переписку и познакомилась со многими деятелями народного образования (Рачинским, Неплюевым, Вахтеровыми, Н.В.Чеховым) и прогрессивными общественными деятелями того времени (Короленко, Вернадским, Столыпиным, Струве, Гучковым, Шаховским).
А.А. вступила в переписку со Львом Толстым, который писал ей: “Самое дорогое из всего того, чем Вы обладаете и можете обладать, – это Ваша душа, Ваша духовная личность, и она же есть самое могущественное орудие Вашего воздействия на людей… Мне всегда думается, что так как конечная цель жизни человечества не открыта нам, то не открыты нам и истинные последствия наших поступков; открыто же нам то, что мы должны делать для удовлетворения внутренних требований своей совести: делай то, что должно, и пусть будет то, что будет” (ныне письмо хранится в Музее Льва Толстого в Москве).
Сама А.А. опубликовала несколько брошюр, одна из которых – “Из записок сельской учительницы” (СПб.,1895) – принесла ей тогда довольно громкую славу. Вот что писала газета “Новое время” 5 апреля 1894 г. в статье “Барышня”: “Восемь лет назад в Арзамасский уезд Нижегородской губернии, в село Яблонку, приехала из-за границы молодая девушка. До тех пор она относительно мало знала деревню. Теперь, приехав и поселившись в своей усадьбе, она стала приглядываться к жизни обывателей, то есть мужиков, баб и их детей… Не справляясь насчет того, какие, собственно, профессии и в какой степени предоставлены у нас женщинам, барышня эта начала учить мальчишек и девчонок грамоте. Теперь, через восемь лет, вышло вот что: барышня эта открыла более полусотни народных школ, в которых учится около тысячи детей, и завела, чтобы обеспечить учителями эти школы, учительский в некотором роде институт… Эта барышня – А.А.Штевен. Все русские люди, которым дорога их родина, которые желают ей блага, должны снять шапки перед этой барышней и поклониться ей…”
До самой революции у нее хранилась Библия, присужденная ей Св. Синодом в поощрение ее деятельности. Но по мере того как увеличивались ее связи с земством и Московским комитетом грамотности, у нее стали возникать конфликты с Нижегородским епархиальным училищным советом, и в мае 1895-го последовало постановление “о воспрещении ей всякой деятельности по открытию и организации школ грамоты в Нижегородской епархии”.
В 1896 г. А.А. вышла замуж за Михаила Дмитриевича Ершова. М.Д. был видный земский деятель, руководившийся в жизни теми же принципами, что и его жена. Он прислушивался к ее мнению и дорожил ее помощью и советами. Осенью 1915 года он получил назначение на пост воронежского губернатора, считавшийся довольно ответственным ввиду оппозиционных настроений тамошнего земства и дворянства. Но М.Д. и А.А. сумели найти с ними общий язык и завоевать авторитет и уважение. Доказательством этому может служить то, что после Февральской революции и крушения власти семье не только дали беспрепятственно выехать в тульское имение, но даже предоставили для этого положенный губернатору отдельный вагон.
В декабре 1918 г. А.А. со всей семьей и близкими переехала на Украину, в Полтаву. В январе 1919-го М.Д. умер в Киеве от сыпного тифа на руках у жены. В мае того же года погиб в результате несчастного случая 9-летний сын, в июле после занятия Полтавы с Белой армией ушли старшие сыновья 19 и 17 лет, а осенью с кадетским корпусом был эвакуирован третий сын 14 лет.
Весной 1920 г. А.А. благополучно съездила к тяжелораненому старшему сыну в Ростов, занятый уже красными. Это вдохновило ее на вторую поездку (через фронт) для розыска двух других сыновей. Но в прифронтовой полосе она была арестована и заключена в концлагерь в Харькове по обвинению в шпионаже. Восемь месяцев она пробыла в лагере под угрозой расстрела, но в феврале 1921 г. в связи с “чисткой” лагеря была освобождена. Очевидно, выявилась ее полная непригодность к шпионской деятельности на чьей бы то ни было стороне.
Последние годы жизни А.А. прожила в Москве с младшим сыном Петей (Петр Михайлович Ершов – последователь учения Станиславского, видный теоретик театра, создатель знаменитой теории действий, автор книг “Технология актерского мастерства”, “Режиссура как практическая психология”, “Искусство толкования”, отец Александры Петровны Ершовой. – Прим. ред.), существуя в основном на случайные заработки, главным образом частные уроки.
29 октября 1933 г. она погибла, попав под автомашину при переходе через улицу. Похоронена в Москве на Миусском кладбище.
Всю свою деятельность, все достижения и разочарования А.А. подробно описывала в дневниках, которые она вела с юных лет. Но, к сожалению, наиболее интересные дневники и некоторые письма не сохранились. Они были взяты известным историком и свидетелем ее деятельности Д.И.Шаховским, который намеревался написать ее биографию. Материалы погибли вместе с Д.И., арестованным в 1938 году.

Блаженны чистые сердцем

Главной и основной чертой маминого характера был ее пламенный дух, который мог заслонить для нее все потребности тела. Она много раз говорила нам: “Меня можно было бы убедить, что у меня нет тела, но в том, что у меня нет души, меня никто не убедит”. А душа ее жила глубокой верой в Бога и в Его Вечную Истину, за которую (такую, как она ее понимала) она не задумываясь отдала бы жизнь.
Она органически не терпела никакой лжи и фальши и была к ним совершенно не способна. Ее правдивость часто граничила с безрассудством (по общепринятым понятиям), но нам кажется, что именно она и спасла ее от расстрела в 1920 году.
Она видела все зло мира и часто повторяла слова апостола Иоанна: “Мир во зле лежит”. Но это не вызывало в ней ни озлобления, ни презрения к людям, а скорее жгучую скорбь о том, что они ушли от света, который она видела перед собой, и блуждают во тьме.
Вся жизнь ее была стремлением по мере сил и разумения способствовать рассеянию этой тьмы. Бездеятельное созерцание, хотя бы и наполненное духом любви к людям, было ей чуждо. А ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Вспоминая таких людей, как была наша мать, можно только сказать:
– Господи, прости им прегрешения их, совершенные в неведении по ревности к Тебе! Сердце их всегда было открыто Тебе и Правде Твоей! Им принадлежит обетование Твое: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят!”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru