Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Я ИДУ С УРОКА 
А.А. – БОЛЕЕ 65 ЛЕТ 

Александра ЕРШОВА

Ведь зло для того и существует, чтобы мы горячее любили добро

Из дневниковых записей деклассированной А.А.Ершовой (30-е годы XX века)

Как сквозь сон припоминаю рассказы о том, что было до меня. Пришла революция – и смела все одинаково: прочное и мимолетное, устойчивое и шаткое, важное и не важное.
От недавно еще, как казалось, непрерывно растущей и развивающейся, сложной и богатой, полной творческих сил и красоты живой жизни остались теперь одни развалины, обломки и немногие живые воспоминания.
Конечно, что кончилось, то и должно было кончиться, и нужно живущим не жалеть о минувшем, а бодро и пристально смотреть вперед и строить будущее на том или ином поприще по крайнему разумению и по совести, невзирая на все препятствия, на жуткую неизвестность предстоящего, на слабость наших сил и событиями последних десятилетий снова неопровержимо доказанную общечеловеческую слепоту.
Для некоторых среди тьмы житейской ярко светит путеводная звезда религии. Другие – не знаю, чем будут руководствоваться. Во всяком случае, всем полезно будет представить себе прежнюю жизнь и прежний мир такими, какими они действительно были, и потому всякие правдивые воспоминания о прошлом могут иметь свою цену.


Проходят года – 20, 30, 40, 60 лет и больше. Пролетела жизнь и кончается. Или, вернее, не жизнь кончается, а мы из нее уходим. Или готовимся уйти, так как почти уже пройден положенный нам жизненный путь. Многое, что было неизвестно, стало ведомо. Многое, что манило, уже не манит. Что было важно и нужно, стало неважным и ненужным. И что много раз делалось, того уже не хочется делать.
Да, пришло время уйти. Но только уйти, а не исчезнуть. Износилось, утомилось тело; оно малосильно, оно стесняет, оно тяготит. Но дух, который живет в нем, продолжает жить и становится не слабее, а сильнее. В душе горит все та же жажда познания и постижения, все та же жажда правды, добра и красоты – и более чем когда-либо томит отвращение к существующему злу, ко всему ложному и безобразному. Все более чувствуется собственное несовершенство и ничтожество, собственные слабости и грехи. И душа уже не хочет, решительно не хочет того, что есть, а хочет иного – лучшего… И хотение это есть уже не только хотение, но вера, убеждение, несомненное и безбоязненное ожидание. Еще немного, и придет час, когда цель будет достигнута.
И вот хочется сказать любимым остающимся: оставайтесь, живите и не бойтесь ничего; главное, не бойтесь того, что убивает тело, а души не может убить. Бойтесь одного: когда заживо мертвеет и умирает душа.
Хозяин, пославший вас в мир и создавший всю красоту его и все эти чудные проблески добра среди бездны всяческих зол, не может не хотеть добра как всем, так и вам. Вы к этому добру предназначены, и в той именно мере, в какой вы этого хотите. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Бывает, что все в мире нам дико и непонятно, но после мы начинаем отчасти прозревать. Мы начинаем убеждаться, что страдания ведут нас к познанию истины. Мы постигаем, что зло мира существует для того, чтобы мы горячее любили добро и сильнее стремились к нему. Все это представляется нам неясным и смутным, пока мы в мире и особенно пока мы крепко связаны с ним и дорожим им. Но и теперь уже ясно, что в мире должен быть смысл, и смысл этот должен быть не ниже, а выше нашего представления о нем. А раз это так, то и жизнь наша, как сказал Толстой, “не бессмыслица, но имеет несомненный смысл добра, который мы властны вложить в нее”.
Нам всем нужно знать, что есть, и знать, что было. Знакомство с жизнью понимается весьма часто как ознакомление главным образом с темной ее стороной. Но об этом как будто не стоит и стараться; мы и так почти всегда видим в жизни достаточно всякой неправды и всякого зла, чтобы почувствовать должное отвращение к ним. Есть скорее для нас иного рода опасность: мы можем столько увидеть зла, что притупиться может наша впечатлительность – и человек может стать, по словам поэта, “к добру и злу постыдно равнодушен”.
Нам нужно не одно лицезрение зла. Нужно видеть добро и верить в него, чтобы любить его и стоять за него. И только видя добро, только веря в него и любя его, мы можем смело бороться со злом и бодро, не унывая, с надеждой на конечную победу добра проходить наш тернистый и темный жизненный путь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru