Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Андрей МИРОШКИН

Михаил Рыклин. Деконструкция и деструкция:  Беседы с философами

М.: Логос, 2002 (Серия «Ecce homo»)

Когда-то, еще в советские времена, студент и молодой ученый Михаил Рыклин читал в оригинале труды Жака Деррида, Феликса Гватари, Жана Бодрийяра и других западных мыслителей и, по его нынешнему признанию, «переоценивал возможность их непосредственного постижения». В 90-е годы маятник качнулся в противоположную сторону: познакомившись и пообщавшись лично с культовыми философами, Рыклин убедился в непознаваемости, герметичности их текстов. И тем не менее внутренний опыт, запечатленный в текстах этих бесед, весьма ценен для читателя, не чуждого метафизики. Собеседники Рыклина – десять крупнейших современных мыслителей Запада: ныне покойный Жак Деррида, Феликс Гватари, Жан Бодрийяр, Жан-Люк Нанси, Филипп Лаку-Лабарт, Ричард Рорти, Поль Вирилио, Сюзан Бак-Морс, Борис Гройс, Славой Жижек.
В предисловии Рыклин объясняет, почему он назвал сборник именно «Деконструкция и деструкция»: «Эти два мыслительных хода наиболее значимы для отношения современной философии к традиции». Так, уже в первой беседе – с Жаком Деррида (она состоялась в феврале 1990 года) – собеседник Рыклина анализирует советский контекст и применимость к нему процедур деконструкции. Перестройка для французского философа – это тоже в каком-то смысле деконструкция, хотя и не столь масштабная, как большевистские реформы 20–30-х годов. Вообще интерес всех десяти философов к советскому опыту заметен. И это не просто дань вежливости. «Октябрьская революция была крупнейшим событием в интеллектуальной истории ХХ века; долгое время она определяла горизонт современного мышления», – резюмирует Рыклин.
Политизированность и логоцентризм – вот главные мотивы практически всех бесед. Жан-Люк Нанси отмечает, что тоталитарные режимы создавали вокруг себя мощное поле политических мифов, в то время как развитые демократии испытывают подлинный дефицит символического. И это зияние, по мнению француза, должна заполнить именно философия. Славой Жижек констатирует кризис текстуализма в современной философии, заодно разбирая сложную систему «двойных запретов» в сталинском СССР. Бодрийяр основной тенденцией актуальной западной мысли считает «ностальгию по ностальгии»…
В завершающей главе Рыклин анализирует печатные отклики семи своих собеседников на события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Так, по наблюдению культуролога и искусствоведа Бориса Гройса, место Великого Преступника в массовом сознании западного человека теперь занял Великий Заговорщик. «Холодную войну» сменил всемирный заговор бородачей-экстремистов. К каким новым запретам и ограничениям демократических свобод это может привести, Гройс даже боится предположить…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru