Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ЦЕЛЬ И УКЛАД 
 

В прошлом номере “ПС” мы опубликовали обращение участников I Всероссийского форума демократических школ к депутатам Государственной думы. Они выступили против обязательного стандарта образования.
Члены Ассоциации демократических школ считают, что только в школе, живущей по законам демократии, можно вырастить демократическое общество и, наоборот, рассчитывать на гражданскую позицию человека, выросшего в авторитарной школе, не приходится.
Сегодня в сети демократических школ России 35 коллективных членов – государственных, муниципальных, частных, школ из двенадцати регионов России. И 220 индивидуальных членов – учителей, воспитателей, директоров, методистов институтов повышения квалификации, преподавателей вузов.
Начала действовать молодежная секция, которая объединяет учеников демократических школ.
Взаимопомощь и взаимодействие – основа деятельности сети демократических школ. Ассоциация поддерживает участников в период официальных проверок и аттестаций.
Сегодня мы рассказываем о том, какие еще проблемы школьной демократии обсуждали на форуме педагоги и ученики школ и лицеев Пензы, Мончегорска, Иванова, Москвы, Астрахани.

Денис ПЕВЧЕВ,
психолог, учитель

Школьная жизнь соткана из противоречий

И совместное разрешение даже самой маленькой проблемы учит демократии эффективнее любых красивых фраз и мудрых законов

Что было?

На мой взгляд, это очень важно – взрослому человеку не потерять в себе ребенка. В работе с детьми такая потеря – катастрофа. В обществе, построенном демократично, важно умение встать на место другого человека. Для учителя важно занять позицию ученика. Тогда мои «детские» уши – мой инструмент. И форум дал возможность взрослым вспомнить, как выглядит жизнь глазами подростка, а наши ученики тренировались в принятии ответственных серьезных решений.

Зачем мы ехали на форум?

Оказалось, проблемы демократизации общества и своей школы, а может быть, и себя волнуют каждого из них. Ребята вообще в определенных обстоятельствах события воспринимают через личный опыт. И такие обстоятельства на форуме были созданы.
«Что в себе я могу изменить, чтобы жить свободнее? Что во мне есть такого, что позволяет брать ответственность за какие-то события, за других людей?»
«Что я буду делать, когда вернусь, что смогу придумать на форуме такого, чтобы по приезде домой не осталось все только словами?» Эти вопросы задавали себе и дети, и взрослые. «Что я могу изменить в себе, в школе, в регионе, в стране для развития демократии?» – так называлась тема общей дискуссии.

Реальность

На мой взгляд, способ отношения к реальности – это и есть способ отношения к демократии. Если я владею собой, отвечаю за себя, то и за события вокруг тоже начинаю отвечать, овладеваю ситуацией.
Ребята говорят: «Демократия не может быть маленькой». То есть она не может оставаться в какой-то отдельной сфере жизни: если она есть во внеурочном пространстве, то должна быть и на уроках. Если школа демократична, то я не буду жить по-другому вне школы.

Здесь и сейчас

Решается конкретный вопрос: во сколько сделать отбой и как вести себя после отбоя? Мнения полярные, и способ высказывания тоже разный. Кто-то, умеющий повести за собой, заразить эмоционально, предлагает отменить отбой вовсе, тут же все единогласно голосуют «за». «Ведь у нас демократия!» Предпринимаются попытки обсудить, мыслить с позиций других людей, с позиций педагогов... И в конце концов: «Демократия – это защита прав меньшинства». Как здорово сказано кем-то из ребят! Они большие либералы. Запреты и замалчивание никогда не приводят к позитивному результату.

Свободно или строем?

При проектировании в группе дальнейших действий после возвращения в школу я столкнулся с такими высказываниями участников: «Если учителя-консерваторы будут нам мешать, мы найдем способы воздействия на них. Сначала будем их убеждать, а потом…» Остановлюсь. Тогда и был задан вопрос: «А что делать с человеком, который не согласен с моим мнением? А что делать с тем, кто не понимает, что демократия – это хорошо, более того, уверен в обратном?» Конечно, можно убеждать, даже переубедить, можно всем стать похожими. Но что это за общество будет? Как хрупка эта грань перехода от ощущения себя свободным рядом со свободными – до единой воли, до шагистики единым строем. А вот появился кто-то, кто не шагает, да и не вместе он. Зачем же слушать его такого? Это я дорассуждался, а ребята и не подозревали, что за их благими намерениями скрыто такое противоречие.
Одна из проблемных групп была названа «От ограниченной свободы до беспредельной демократии». Там обсуждали условия запуска в школе демократического уклада. Но вопрос по поводу беспредельной демократии дискутировался и на общем форуме. По-моему, беспредельная демократия – необратимая, то есть такая, в которой нельзя повернуть назад к авторитаризму, тоталитаризму. Одним из признаков такой необратимости является для меня лично возможность участия всех граждан в дискуссии по поводу устройства сообщества. Должен существовать механизм, способ, позволяющий всем высказаться, быть услышанными. Нянечки и уборщицы в школе так же равны и заинтересованы в общей дискуссии, как и заслуженный учитель, директор, ученик начальной школы, так же, как и старшеклассник-панк. И одно из условий того, чтобы эта дискуссия состоялась, – переход с птичьего, псевдоученого языка на нормальный. Если младшему непонятно, неинтересно то, что говорится про общешкольные проблемы, значит, его права ущемляются, значит, это один из способов вывести «неудобных» из дискуссии. Подумайте, ведь на форум приехали абсолютно разные ребята. Напоминаю: кто-то собирался на олимпиаду, кто-то в санаторий… Но всем стало интересно, все нашли свой смысл.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru