Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Чем тщательнее мы готовим ребенка в вуз, тем меньше у него шансов найти свою профессию

В 2003 году согласно статистике выход молодежи на рынок труда достигнет максимальной черты. Пик связан с так называемой второй послевоенной волной: выросли дети тех, кто родился в 1962–1965 годах. Численность молодых людей в возрасте от 17 до 21 года в 2003 году в России будет 12 500 000 человек.
Это огромный ресурс для всего российского общества. Наше будущее во многом зависит от того, как молодые люди войдут во взрослую жизнь, смогут ли они самореализоваться профессионально и насколько мы, взрослые, сможем помочь им в этом. Причем эффективной наша помощь будет только в том случае, если начинать эту работу с самых ранних лет, со школы. Но для этого школе необходимо пересмотреть собственные приоритеты.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Зачем мы учим выбирать ошибки?

Школа должна помогать ученикам не просто сделать один шаг, когда они выйдут за ее порог, – но выбрать свой путь

Вхождение во взрослую жизнь начинается с выбора будущей профессии. И оказывается, что сегодня вопрос профессионального самоопределения для молодых россиян стоит чрезвычайно остро. О причинах возникновения этой проблемы и способах ее разрешения наш разговор с начальником Управления профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Министерства труда Михаилом БУБНОВЫМ.

– Наши исследования показывают, что среди молодежи, особенно выпускников школ, людей, которые определились в выборе профессии, крайне мало. Эта цифра колеблется от 0,5 до 4 процентов.
Серьезная проблема: с чем определяться? Традиционно в школе молодые люди определяются с вузом. О специфике будущей работы даже вопроса не задается.

– И все же после окончания школы большинство юношей и девушек поступают в те или иные учебные заведения. Получается, они идут туда, как правило, ориентируясь не на специфику своей будущей работы, а на какие-то другие мотивы?
– Да, ребята ориентируются в основном на престижность образовательного учреждения или определенных областей деятельности. Скажем, популярностью пользуются такие области, как информационные технологии, технические дисциплины, маркетинг, менеджмент, туризм, гостиничный бизнес. Но это именно популярность, а не осознанный выбор.
Около 75 процентов выпускников вузов не знают содержания своей профессии. Более того, из числа выпускников, получивших диплом, около 80 процентов считают, что они ошиблись с выбором. По выбранной профессии трудоустраиваются менее 50 процентов выпускников. Учеба в вузе фактически перестала быть профессиональным образованием и стала своеобразным цензом.

– Насколько имеющиеся вакансии на рынке труда соответствуют запросам молодежи?
– Несоответствие есть, и немалое. У молодежи очень высокие запросы, прежде всего к зарплате. Студенты начинают переговоры с 500 долларов.
Практически прекратился приток в рабочие профессии. Сегодня ПТУ заполнены на 1,1 процента, а учебные площади вузов используются на 200 процентов.
В банке вакансий у нас в основном рабочие профессии, причем непрестижные, малооплачиваемые, требующие невысокой квалификации. Нужны станочники, нужны сборщики, электромонтажники, наладчики, водители автомобилей.
Конечно, нужны и специалисты, но высококлассные, с «опытом работы не менее трех лет».
Парадокс: с одной стороны, на рынке труда сейчас огромное количество вакансий – более миллиона, с другой – у нас зарегистрировано 1,4 процента безработных. Правда, парадокс объяснимый, если принять во внимание, что для нормального трудоустройства на одного безработного должно быть не менее трех вакансий.

– В чем причина такого большого числа ошибок с выбором профессии?
– У нас ситуация традиционно сложилась так, что школа готовит ребят к поступлению в вузы, а не к труду.
В результате молодые люди выходят на рынок труда беспомощными. Они предъявляют завышенные требования к оплате, но совершенно не готовы к тому жесткому ритму, который существует на современном предприятии. Неготовность обнаруживается уже с первых шагов, начиная с того, как войти к работодателю, как себя представить. Говорят: у меня по диплому специальность такая-то. А диплом сегодня мало кому нужен. Нанимателя интересует, что ты можешь дать его предприятию, какую добавочную стоимость ты принесешь, причем в ближайшее время.
Сейчас базовые требования к работникам – это не знания учебных дисциплин. На первом месте стоят: умение общаться, умение работать в группе, умение ставить задачу перед собой, достигать этой задачи. Увы, на эти умения наше образование не работает. Учебные заведения исходят из чего: мы даем образование, это твоя база, опираясь на которую ты сможешь сделать все остальное. А что все? Ведь образование не создает рабочих мест само по себе. И база со временем теряется, устаревает.

– А что конкретно означает ориентация школы на труд?
– Прежде всего детей надо информировать о положении дел, которое сегодня существует на рынке труда. Ученики школ должны хорошо представлять, с чем им предстоит столкнуться в будущем. Для этого школе надо стать более открытой к внешнему миру, в том числе к сотрудничеству с региональными предприятиями и организациями, территориальными центрами Министерства труда.
Мы можем вместе готовить молодых людей к выбору профессии, организовывать встречи с людьми, которые достигли успеха в самых разных областях деятельности, проводить консультации, тестирование.
Ребенку надо понимать, что прежде всего ему предстоит реализовать себя в конкретном деле. А если для этой деятельности надо получить начальное профессиональное образование – милости просим, если нужен вуз – пожалуйста.
Детям нужно создать условия для самостоятельного планирования собственной карьеры. Но чтобы это произошло, требуется серьезная перестройка всего учебного процесса. В частности, это касается методики преподавания. Сейчас в школе ребята учатся в классно-урочной системе, приходят в вуз – и там продолжается то же самое. Работа в малых группах все еще не получила широкого распространения в массовом образовании.
Хорошо бы учебу организовывать как труд, где есть свой продукт, который можно получить и обсудить. Недавно я побывал на одном из мест обучения безработных. Их учили каменной кладке. Спрашиваю: а что вы делаете сейчас? И представьте, человек не может ответить на этот, казалось бы, простой вопрос, мнется. Какое у него образование? Говорит: я техникум окончил. Только один из всей группы четко все рассказал. У меня возникла догадка: «Вы что, на стройке раньше работали?» «Да, – говорит, – работал».
В школах надо обязательно создавать УПК. Я не сторонник того, чтобы всех ребят учить делать молотки или табуретки. Но человек должен уметь трудиться. К тому же многие от природы предрасположены к ручному труду, но оканчивают школу, даже не зная об этом.
Должны проводиться профессиональные конкурсы, участие в которых развивает гибкость мышления и поведения. Надо, чтобы ребята знали требования, которые предъявляются к профессионалам, чтобы не боялись конкурса, чтобы чувствовали себя там как рыба в воде.
Если посмотреть на вещи в более широкой перспективе, следует говорить об изменениях в системе обучения педагогов, о просветительской работе с родителями, которые зачастую стремятся максимально оттянуть для своего чада встречу с реалиями жизни, с работой.
А главное, взрослым необходимо отойти от установки, что рынок сам отрегулирует все проблемы. Большинство современных молодежных проблем потому и возникло, что молодые люди оказались буквально оставлены на волю рынка. Отсюда неустроенность в жизни, ощущение ненужности, брошенности, агрессия. Но если мы начнем всерьез заниматься молодежными проблемами и ребята почувствуют заботу о себе, я уверен, скоро мы увидим, какая у нас замечательная молодежь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru