Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СТАНДАРТ, КОТОРЫЙ НАМ ПРЕДЛАГАЮТ

Знакомясь с проектом стандарта, учителя чувствуют себя обманутыми

Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский район, Ярославская обл.

Учитель привык жить в состоянии, когда что-то постоянно омрачает его будущее – например, обещанная к концу года контрольная, придуманная кем-то, кто, оказывается, его класс знает лучше, контрольная, которую уже и написанную учителю посмотреть нельзя – государственная тайна! Очевидно, кто-то сильно опасается, что учитель мигом все запомнит и побежит коллеге в соседнюю школу звонить, а тот до приезда проверяющего успеет своих детишек натаскать – не будет чистоты результата. Можно ли учителям доверять, они же такие проныры!
Или вот грядущая аттестация школы, что на поверку оказывается не таким страшным чертом, как его малюют. Но малюют долго и старательно, и это старание способно отравить год жизни целому коллективу.
Когда же учителя, в общем-то живучий народ, стали кое-как приспосабливаться и к тестам, и к аттестациям, грянул новый гром, пострашнее всех прочих. Стандарт!
Разъясняя свою позицию в педагогической прессе, разработчики стандартов утверждают, что 95% учителей считают образовательный стандарт необходимостью и только 5% выступают против.
Не скрою, учителя, выступающие за стандарт, есть, но их единицы. А что касается заявленного большинства, то это объясняется очень просто – часть учителей проекта стандартов еще и в глаза не видели, а если и видели, то особо не вникали, понимая, что от их мнения все равно ничего не изменится, а к стандартам, как и к любой другой напасти, которая не однажды сваливалась на голову бедного учителя, он все же сумеет как-нибудь приспособиться.
Все ведь понимают, что планку, поднятую на эту высоту, преодолеют только часть детей. А остальные? Что будет с ними? Ну что-то же придется придумать. Судьбами этих детей как раз и озабочены те 5% учителей, которые стандарт уже изучили и испытали тихий ужас.
Знакомясь с проектом, учителя чувствуют себя во многом обманутыми – был же обещан минимум, а в стандарте заявлен такой максимум! И обещанной на 20% разгрузки конечно же нет. Детей вместо традиционных 34 учебных недель ждет 35, а то и все 36. Неужели это имелось в виду, когда речь шла о разгрузке?
Разработчики стандарта считают, что он защитит детей. От кого? От учителя, который, имея маленькую зарплату, несет двойную нагрузку и потому что-то недодает детям? Или от тех учителей, которые пытаются сделать школьную жизнь не только максимально полезной, но и интересной?
Учителя-новаторы, истинно увлеченные люди, все равно останутся в школе, будут искать и находить свои пути-дороги – мне страшно за других, молодых, или тех, кто свою тропиночку еще только-только нащупал. Не испугает ли их тот факт, что труд учителя, добивающегося выполнения стандарта любой ценой, будет замечен и отмечен, а труд учителя, работающего творчески и считающего аморальным давить на детей, будет порицаться? А все так и случится, если во главу угла будет поставлена битва за «качество образования», т.е. за стандарт.
Детям, которым учеба дается с трудом, и так не позавидуешь, они с малых лет чувствуют себя изгоями, сначала в школьном коллективе, а потом и в обществе. Озлобляются и мстят. Не эту ли неуспешность в учебе мы пожинаем сегодня в виде разбитых окон, покореженных памятников, толп распоясавшихся подростков, которые, кажется, ненавидят весь мир.
Сейчас еще учитель имеет возможность своей безразмерной тройкой сгладить полюса успешности, сделать их менее заметными – стандарт все расставит по местам и назовет своими именами. И вместо обещанного блага стандарт принесет в школу зло.
Читатель может посетовать, что я ратую только за снижение нагрузки, что меня больше всего волнуют слабые ученики. Все так и есть. Я живу в деревне, работаю в маленькой школе, дети у нас учатся как раз такие, которым стандарт не одолеть ни за что. И не вина их или наша в этом, а беда. Виновата демографическая ситуация, унизительная бедность, трясина, поглощающая последние здравые умы, – имя ей пьянство. И вот дети из этих семей должны получить, обрести в школе «ценностно-мировоззренческую компетентность», к примеру. Жаль мне их. Накормить бы, обогреть, прочитать то, что нравится, поплакать вместе, если надо, а не мусолить из урока в урок какие-то термины и определения, готовя к тому, чтобы как только у проверяющего аукнулось, так бы в его головушке сразу и откликнулось.
Конечно, меня волнуют не только эти дети, хотя они – в первую очередь, меня волнуют и те, для которых стандарт будет явно тесноват. И вместо благого намерения уберечь учебный процесс от выхолащивания мы как раз это выхолащивание и получим. Возьмем для примера литературу. В перечне произведения разделены как бы на две группы – одни изучаются, но в требования к уровню подготовки выпускников не включаются. Так почему не допустить такую мысль, что какая-то часть школ и педагогов, спасая ситуацию, будут натаскивать детей именно на материал, который будет проверяться и за знание которого учитель будет отвечать головой. Вот вам и выхолащивание!
А что спросят с учителя – в этом уже никто не сомневается, чиновники давно испытывают этот зуд. Еще и стандартов, собственно, нет, а у нас в учительской уже в прошлом году висел спущенный сверху план проверки их выполнения. Когда я пыталась втолковать, что закон о стандарте не принят, директор почему-то прикладывала палец к губам и говорила почти шепотом: «Да вы что? Никому больше об этом не говорите». А сейчас учителя шутят по поводу грядущей ответственности: «Что с нами сделают? Посадят? Ну и что? Отсидим не хуже других, с Почетной грамотой выйдем». Но это горькие шутки, и все понимают, что ситуация складывается непростая. Если стандарт будет принят, учителя внутри школы будут стараться, чтобы попасть не в обычные классы или, что еще хуже, классы коррекции. Ведь единственным критерием профессионализма учителя будет исполнение им и его учеником образовательного стандарта. Но какому учителю труднее выдать результат? Естественно, тому, который работает со слабыми детьми, даже если он сам семи пядей во лбу.
И еще один момент, который волнует все учительство. Это материальная сторона дела: учебники, программы и все методическое обеспечение учебного процесса.
Сегодня уже ясно, что ни одна из «работающих» программ по литературе, допустим, не будет соответствовать стандарту. Когда авторы их подработают? Пройдет год, два, а то и три. А пока учитель будет сам кроить и шить свой «тришкин кафтан», и сколько будет учителей, столько и кафтанов. Потребуется провести не одну ночь за письменным столом, чтобы все встало на свои места. Стандарт выпущен в сыром виде, он еще не один год будет совершенствоваться и корректироваться, а страдать будет опять учитель.
А учебники? Школьная библиотека и так забита учебниками прошлых лет, новенькими, в хрустящих обложках – рука не поднимается их списать. Одна моя коллега предложила отвезти их в Москву и расставить около нашего министерства, чтобы полюбовались делом рук своих (вернее, идей), направленных, по их мнению, на благо школы и ребенка, а оборачивающихся то и дело очередным злом.
А все это оттого, как мне видится отсюда, что, предъявляя очередные требования к школе, власть почему-то забывает предъявить требования к себе.
Вот и получается, что хоть и по ошибочному пути, но школьный поезд все-таки движется, а правительственный ему навстречу даже не вышел. Из диспетчерской же легче давать указания – и слышно хорошо, и никакого риска.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru