Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СТАНДАРТ, КОТОРЫЙ НАМ ПРЕДЛАГАЮТ

Сегодня, 22 октября, в Государственной думе проходят слушания, посвященные законопроекту «О государственном стандарте общего образования», который депутаты намерены рассмотреть во втором чтении в ноябре.
В этом законопроекте необходимые государственные гарантии поддержки школы подменяются жесткими требованиями к самим школам и к их ученикам. (Об этом неоднократно писали газеты, за неделю до слушаний об этом говорили участники совместного заседания российского Совета развития образования и общественного экспертного совета по стандартам.
Закон составлен так, что этим требованиям не будет удовлетворять ни одна обычная школа России.
Огромное большинство директоров, учителей и учеников неизбежно станут нарушителями закона, преступниками.
В первом чтении за закон голосовали единогласно. Еще одного такого же единогласия допустить нельзя – это отбросит нашу школу на десятилетия назад.
Необходимы пересмотр смысла законопроекта «О государственном образовательном стандарте» и внесение поправок в Закон «Об образовании».
Сегодня стандартизировать нужно не обязательства детей и учителей перед государством, а обязательства государства перед ними.

Закон о стандарте – это прежде всего закон об обязательствах государства перед школой

Идее школьного стандарта, предполагающего требования к образовательным программам и к уровню подготовки учеников, в России скоро десять лет. Упоминание о нем было внесено в Закон «Об образовании», принятый в 1993 году.
Вскоре стало понятно, что авторами того закона была допущена грубая ошибка. Многократные попытки написать проект такого стандарта (а в написании проектов поучаствовали сотни ученых; на него израсходованы огромные деньги) показывали, что результат всегда резко противоречил духу и букве Закона «Об образовании» в целом – и главное, было видно, насколько утопичны, неисполнимы требования этих проектов в отношении к реальной работе школ.
И вот в июне депутаты Государственной думы практически без дискуссий приняли в первом чтении законопроект, закрепляющий утопическую идею стандартов на уровень подготовленности учеников средних школ. Сам стандарт предполагается ввести в действие соответствующим постановлением правительства практически сразу после окончательного принятия закона.
Почему же этот законопроект поддержали в июне?
Видимо, депутаты не очень вдумывались в смысл, считая законопроект «техническим», доверяя своим советникам из образовательной сферы. А те убеждали в следующем:

якобы стандарты будут гарантировать достойный уровень обучения каждого ребенка в школе;
якобы стандарты послужат ясной основой для расчета финансовых обязательств государства перед школами;
якобы стандарты – это всего лишь «минимум», а кроме него предполагается и возможность для школ обширных, многообразных программ;
якобы это сделано ради заботы о здоровье детей.

И так далее…

Все это не так.

Не верьте, что в результате провозглашения общеобязательных стандартов всех детей вдруг станут успешно обучать всему, чему надо. Как обучать всех по заданным программам – это сложная педагогическая проблема, до сих пор для основной массы педагогов нерешенная. Двоечников и троечников невозможно упразднить приказом. Можно и нужно поддерживать школы и учителей, умеющих учить всех, методики, позволяющие сделать это. В случае же принятия такого закона и таких стандартов именно на этих людей (как наиболее нестандартно выглядящих) на самом деле и будет обрушен административный удар.

Не верьте, что стандарты – дело безобидное. Их с нетерпением ждет целая армия мелких чиновников от образования – получающих с помощью стандартов неограниченную власть над школами. Ведь теперь у них возникает право и обязанность контролировать тех, кто заведомо не сможет удовлетворять предлагаемым требованиям.
Из школы и так ушли немалая часть лучших учителей и директоров. Новая волна репрессий грозит выдавить из школы последних, кто пытается сохранять чувство собственного достоинства.
Но дело не ограничится учителями. Школы всеми силами будут стараться избавиться от неблагополучных детей, портящих отчетность. Закон, призванный гарантировать права всех детей, на самом деле станет причиной скрытого, но массового изгнания детей из школ.

Не верьте, что стандарты – это минимум. Если взглянуть на «Техническое задание по разработке проекта федерального компонента стандарта», предложенное Министерством образования, этот минимум почти смыкается с максимально допустимым объемом учебной нагрузки.

Не верьте, когда говорят, что «существуют же стандарты в высшем образовании – чем школьные стандарты хуже?». Смысл требований к образованию профессиональному принципиально иной. Специалист обязан гарантировать обществу свою квалификацию, если же он не может ее освоить (или его не могут научить), он ищет другую специальность. Но почему выпускник школы должен кому-то гарантировать то свое общее развитие, которое (согласно Закону «Об образовании») является целью школы?
Но главное, что нет способа совместить обязательные требования к выпускнику со всеобщностью и обязательностью образования. Или мы умеем обучать всех, или мы имеем право исключать неуспевающих из учебного заведения. Так это происходит в вузах. В школах предполагается то же самое?

Не верьте тому, что стандарты – это основа новой системы финансирования школ. Пока видно лишь то, какие статьи бюджета школ федеральный бюджет финансировать точно отказывается. Единственная же указанная в проекте закона связь стандартов с финансированием – это логика финансирования минимального содержания, заведомо предполагающая уменьшение выделения средств школам.
Реально для расчета финансового норматива потребуются совершенно иные параметры, нежели содержание учебных программ и требования к подготовке выпускников.
Проблемы нормативного финансирования можно и нужно рассматривать в связи с обеспечением условий образования каждого ученика, а не в связи с содержанием программ или требований к выпускнику.

Таковы ожидаемые последствия законопроекта, с грядущим принятием которого уже вроде бы смирились. Мы считаем эти последствия слишком трагическими для отечественной школы, чтобы не попытаться разорвать сложившийся порочный круг.
По крайней мере мы надеемся убедить депутатов занять осознанную позицию, а не равнодушно проголосовать «за».
Мы предлагаем полностью изменить смысл Закона «О государственном стандарте общего образования» и внести соответствующие поправки в Закон «Об образовании». Смысл их в том, чтобы эти законы выражали реальные государственные гарантии школе и детям.
Эти поправки в соответствующем разделе Закона «Об образовании» могут выглядеть примерно следующим образом:

«Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющих в обязательном порядке:

– требования к обеспечению учебных заведений необходимыми условиями для образовательной деятельности;
– норматив финансирования, определяемый в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения;
– заработную плату педагогических работников».

Редакция газеты «Первое сентября»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru