Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУХНЯ 

Елена КАДУЖИНА,
учитель химии
г. Зерноград Ростовской области

Урок, как и науку, творят люди

О том, что к учебному времени можно относиться расточительно

Я болезненно переношу шаблонный ответ учеников на мой вопрос: “Какие ученые-химики вам известны?” Конечно же сразу называют фамилию Менделеева. Ну еще, подумав, добавят Ломоносова (хорошо, что знания этого ученого энциклопедичны и универсальны). Но ведь науку, как и историю, творят люди!
Хочу рассказать о задумке, которая возникла у меня при изучении темы “Анилин”. О роли Зинина, открывшего реакцию восстановления ароматических нитросоединений и получившего анилин, в учебнике сказано немного – небольшая заметочка на полях. А ведь Н.Н.Зинин – основатель большой школы химиков, гордость русской науки.
Учителю, скованному рамками программы и календарно-тематического планирования, не просто решиться на такое “расточительство” учебного времени в ущерб оттачиваемым знаниям, умениям и навыкам. Но у меня было огромное желание рассказать о человеке очень непростой судьбы.
Предложила одиннадцатиклассникам следующую форму работы: “Я буду читать вслух небольшой рассказ о жизни Зинина. А вы по ходу моего чтения постарайтесь, пожалуйста, записать свое отношение к услышанному. Может быть, кто-то попытается предсказать судьбу этого человека”.
И вот что из этого вышло:
“Герой этого очерка напоминает чем-то Золушку, которая жила со своими сестрами”.
“У него был твердый характер. В детстве лишился близких, но стойко это перенес. Мне кажется, что на этом человеке лежало проклятие – умерли родные ему люди”.
“Несмотря на несчастную жизнь, ему везло в учебе. Он был просто гением. Если бы он не углубился в химию, то стал бы великим математиком или биологом и жизнь его сложилась бы иначе”.
“Просто вундеркинд! Я немного завидую таким людям”.
“Даже когда он заболел, друзья его не оставили. Добро возвращается добром. Я рада, что он умер без боли…”

***

В конце урока я устроила письменную летучку. И вот читаю: “Мне понравился анализ биографии. Кажется, я не забуду теперь, кто получил анилин”; “Мне понравилось, как Е.Ф. придумала, чтобы мы узнали о Зинине”…
Честно говоря, я не хотела, чтобы урок поставил точку или заставил спорить, не стремилась научить всматриваться в глубину или понимать зашифрованные смыслы науки. Но почему-то я очень сильно устала. Видимо, урок состоялся.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru