Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Система образования в Дании

Проблемы образования сегодня волнуют весь цивилизованный мир. В последнее время мы все больше внимания уделяем разнообразным способам проведения проверок его качества (тестам, экзаменам), необходимому и достаточному объему образования (стандартам). И часто уходим от анализа оснований образовательной системы, принимая существующую в нашем обществе схему, изначально построенную на запретах, ограничениях и подчинении, как норму. В большинстве стран именно такая школа считается обычной, и только ряд педагогов самостоятельно выходят за привычные рамки, предоставляя детям минимальные свободы.
Но есть страна, в которой образование в течение последних полутора столетий построено на принципиально иных основах. Ее граждане сами выбирают, в какой школе и по какой программе будут учиться их дети, а государство гарантирует финансовую поддержку любых образовательных учреждений (если на них существует спрос в обществе и они выполняют минимальные правила, оговоренные законом).

Привычка свыше...

Когда мы произносим слово “школа”, нам обычно представляется здание с большими комнатами (классами), расположенными ровными рядами партами (нынче – столами и стульями), стоящий у доски учитель, учебники с параграфами, тетрадки с исправленными красной пастой ошибками, журнал с отметками, дневники с замечаниями. Такая привычная картина...
Кажется, так всегда было и так всегда будет. Если вдруг педагог перестает объяснять материал стоя у доски, переставляет парты в кабинете, разрешает ребятам самим анализировать свое продвижение и выставлять отметки – это считается инновацией, за которую приходится порой бороться с администрацией школы, доказывая всем вокруг, что это вовсе не страшно, что так вполне можно учить детей. Ну а идеи о том, что можно строить школу и вовсе без обязательных предметов, без отметок и ежегодного (тем более ежеквартального) подведения итогов, в России, как и во многих других странах мира, считаются крамольными, почти бредовыми.
Рассуждения о том, что стандарты в образовании могут быть только на условия, предоставляемые государством, а не на результаты обучения; что образовательная система должна быть рынком образовательных структур, свободно конкурирующих друг с другом на основе единого закона; что способы обучения и его результаты должны быть приемлемыми в первую очередь для потребителей (учеников и их родителей), а не для министерства, вызывают у власть имущих в лучшем случае снисходительные улыбки, в худшем – непреходящее раздражение: “Мы должны равняться на Запад! Введем как можно быстрее двенадцатилетнее образование, единые экзамены, образовательные стандарты – и сразу станем цивилизованной страной!”
Введем, но цивилизованнее станем вряд ли. Потому что от того, какие экзамены сдают наши дети и сколько лет они учатся, не зависит, какими людьми они вырастут. А вот от того, как к ним относятся школьные учителя, сколько страха и сколько счастья дети испытали за время учебы в школе, – зависит.
Впервые узнав о том, что в Дании дети учатся без отметок, что там любая группа родителей может открыть школу в соответствии с собственными взглядами на образование, я, честно говоря, не поверила. Может быть, там просто цифровые отметки заменены на другую шкалу, например на разнообразные символы? Возможно, школы, которые открывают родители, инспектируются министерством образования каким-либо особым “датским” способом? И конечно, чтобы перейти из класса в класс, дети подводят итоги учебного года, а иначе как же они (и их родители!) увидят, чему научились за это время?!
Именно эти мысли и привели меня в Данию. Хотелось собственными глазами увидеть, действительно ли школа может существовать без отметок и экзаменов и как используется реальная возможность создания школ любого типа. Такая образовательная система давно виделась как призрачный идеал далекого будущего, которое увидеть не суждено.
А если образование действительно устроено именно так в этой небольшой стране, то к чему привела такая система? Как изменились взаимоотношения учителей и учеников? Какие способы работы с детьми используются взрослыми? Какой видят школу будущего люди, выросшие в такой образовательной системе?

Немного истории

Всего несколько веков назад Дания была огромной империей, властвовавшей на северо-западе Европы. Полтора века назад она потеряла свое могущество, потерпев поражение в ряде войн, и из империи превратилась в почти незаметную на карте страну. Сегодня в Дании (по разным рейтингам) один из самых высоких уровней жизни в мире. И что очень важно, в этой стране очень высока степень социальной защищенности граждан: развита система бесплатного здравоохранения, детские сады и школы финансируются государством, высокие пенсии, великолепные дома для престарелых и инвалидов, расположенные в самых живописных местах. Маленькая скандинавская страна с численностью населения чуть больше пяти миллионов человек успешно поставляет на международный рынок огромное количество сельскохозяйственных продуктов, на равных конкурирует с крупнейшими современными державами в области высоких технологий, поддерживает ученых всего мира.
Не берусь судить, что было причиной, а что следствием – развитие образования без отметок или организация общества и принятая в нем культура поведения. Но факт остается фактом – они развивались параллельно. Феномен датской школы и общества замечен давно. Роберт Пауэл, английский ученый и педагог, так озаглавил свой труд, посвященный данной проблеме: «Датская традиция свободной школы – урок для всех нас?» Описывая особенность образования в этой стране, он дает красноречивый пример: подростки во всех странах мира очень похожи друг на друга и, сидя в поезде, часто кладут ноги на сиденье напротив; но датские подростки отличаются от остальных (английских, шведских...) тем, что сначала они снимают кроссовки...
Сегодня Россия тоже стоит на перепутье: прошлое почти потеряно, жизнь изменяется с катастрофической силой. От того, в какой школе вырастут наши дети, зависит будущее всего нашего общества. Научим в школе подчиняться законам, придуманным взрослыми; выполнять бессмысленные задания; выучивать ответы на тесты – общество будет одно. Дадим детям в школьные годы понять, что именно от них зависит: и какие законы будут приняты, и как найти себе дело по душе, и как уважать чужую работу и чужое мнение, – общество будет другое. Так какое будущее мы строим для России?

Кто где учится?

Итак, как же устроена образовательная система Дании? Каждый гражданин имеет право на бесплатное обучение и получение профессии. Я не оговорилась, употребив слово гражданин, а не ребенок. Ведь часто приходится учиться не только в юности, поэтому там созданы школы разного типа, в которых можно обучаться, переобучаться, доучиваться в течение всей жизни. Мне пока удалось побывать лишь в шести разных школах для детей 6–15 лет, поэтому именно о них и пойдет речь. Их там так и называют: школы для детей.
Обучение в этих школах идет 9–10 лет. В течение всего этого времени никаких отметок детям не выставляется, а в конце девятого класса все сдают выпускные экзамены по трем основным предметам: датскому и английскому языкам и математике. Никого никогда не оставляют на второй год (отметок-то нет!), да и выпускных экзаменов никто не боится: на дальнейшую судьбу подросшего человека полученные результаты никак не влияют, а если знаний не будет хватать для дальнейшего обучения, всегда можно доучиться в специально созданных для этого школах для взрослых. После девятого класса желающие могут остаться в школе еще на один год: поучиться тому, что их действительно интересует, попутешествовать, набраться сил и опыта общения и только тогда выбирать свой дальнейший путь. Народные школы финансируются муниципалитетами и подчиняются общим правилам, в которые входит примерно одинаковое количество учебных часов по различным предметам. И, естественно, гарантированное финансирование работы учителей.
Параллельно с народными школами существует большое количество школ, которые лишь частично финансируются государством. Они объединены в разные группы (свободные школы, частные школы, школы Штайнера и Монтессори и так далее), но их главное отличие от наших частных школ состоит в том, что родители оплачивают не больше 25% от всех затрат, а учителя получают такую же зарплату, как и в народных школах. Государство никак не контролирует в них процесс обучения (поэтому их иногда называют независимыми – имеется в виду независимыми от государственного контроля). Но все это при одном условии: детям там должно предоставляться право заниматься тремя обязательными предметами не меньше, чем в народных школах. В конце девятого года обучения они вместе с остальными должны сдать выпускные экзамены.
Четко и быстро описать даже часть образовательной системы Дании, похоже, невозможно. В результате того, что там действительно родителями нанимаются учителя и такие коллективы могут создавать школы любого типа, единой структуры там просто не существует. Так, во времена социалистического распределения все данные о товарах и магазинах можно было найти быстро и просто, обратившись в соответствующие государственные службы. Рынок же живет и развивается по другим законам. Простой структура может быть лишь тогда, когда она конструируется сверху, как механизм: тут два болта, там три шурупа и четыре колеса... В Дании же образование развивалось снизу: открывались учебные заведения, которые были нужны людям, а государство поддерживало их финансово. Потом школы объединялись в группы, если так было удобно их сотрудникам, родителям. В результате сложилась настолько сложная система, что описать ее в двух словах просто невозможно, да и нужно ли?
Мне удалось побывать в трех народных школах и трех независимых. Все они оказались, с одной стороны, очень не похожи друг на друга, с другой – имели общие черты.
Когда я рассказала о структуре образования в Дании своим друзьям – учителям и людям разных профессий, у которых есть дети, – у всех на глазах стояли слезы. Не от зависти к другим, а от безысходности. Ничего особенного в данной системе нет, она проста и разумна, больше ни-че-го! Но почему-то никто не верит, что такая система может быть воплощена и у нас. Я в отличие от них верю. Более того, знаю: опыт, накопленный в работе наших учителей, настолько богат, что стоит ему выйти из подполья... Эх, суждено ли?

Просто впечатления

СМЕННАЯ ОБУВЬ. Представляю, какие чувства наполняют сердца тысяч учителей при упоминании о пресловутой сменной обуви. В сотнях школ педагоги стоят на страже, проверяя ее наличие у учеников, а те делают все, чтобы обмануть взрослых и не переобуваться. Процесс сложный, неординарный, порой приводящий к комическим ситуациям (в одной школе мальчик назло всем врагам принес вместо тапочек ласты и в них пошел по этажам), порой – к серьезным конфликтам (детей не пускают на занятия без сменки, вызывают родителей).
В двух школах из шести, которые мне удалось посетить в Дании, большинство детей и взрослых ходили босиком, а остальные – в домашних тапочках. Никто не стоял при этом в дверях, никто никого не проверял. В обеих школах такое решение было принято общими сборами учеников и учителей. Там почему-то принято сидеть на полу, на лестницах, вот и решили содержать школы почти в абсолютной чистоте.
Я, естественно, пришла без сменки, а разуться не могла, так как замерзала. Никто не сделал замечания в первой школе (она небольшая, на сто двадцать учеников), но мне, поверьте, было очень стыдно, и если доведется пойти туда еще раз, я обязательно захвачу с собой тапочки. Во второй школе при входе стояли коробки с полиэтиленовыми пакетами пронзительно голубого цвета, переделанными под своеобразные тапочки, которые можно надеть поверх своей обуви. Это было торжественное открытие школы, собралось множество гостей (в том числе министр образования Дании). Народу – масса. Ни один человек не попробовал нарушить правило. Но я уверена, что, если бы кто и нарушил его, никто не сделал бы ему замечания: значит, у него есть на то свои причины. А личные причины нужно уважать.
В четырех других школах о сменной обуви, похоже, забыли вовсе. Но забыли все: и учителя, и ученики...
Подчиняются люди лишь тем правилам, которые сами для себя создали и приняли. Чужие правила и законы все норовят обойти, неужели это так сложно понять?

ЗВОНОК НА УРОК. Во всех шести школах звонки на уроки звучали лишь в начале учебного дня и после перерыва на ланч. Когда учебные группы заканчивали заниматься, учителя предлагали ребятам вернуться к определенному времени. Иногда те отвечали, что могут не успеть, и тогда договаривались об удобном для всех времени. И все собирались именно тогда, когда было назначено, а если кто и опаздывал (что случалось редко), то тихо присоединялся к группе. Никаких выяснений отношений, никаких претензий и обид. Каждый уважает других, каждый уважаем другими.
Может быть, так происходило из-за гостьи, присутствовавшей на занятиях, не могу сказать. Но мне даже трудно представить, чтобы учитель начал выяснять публично, почему ребенок опоздал. Это может унизить человека, а значит, этого делать нельзя. Кстати, и учителя не опаздывали: разговаривая со мной на переменах, они постоянно поглядывали на часы, вежливо прерывали разговор, когда подходило время. Опаздывать нельзя всем. Это правило, закон. Точность – вежливость королей...
Как выбраться из замкнутого круга: нас унижали – мы унижаем? Как часто учитель, опаздывающий регулярно (начальство не опаздывает, начальство задерживается!), публично упрекает детей в неспособности придерживаться намеченного графика. Парадокс? Нет, норма! Как ее изменить? Умение опаздывать у нас, кажется, закреплено генетически: все знают, что русские опаздывают всегда и везде. Зато с каким упоением учителя отчитывают своих учеников при опоздании на урок! А может, стоит звонки вовсе отменить и нам?

ПЕРЕМЕНЫ. Никто не наблюдал за ребятами во время перемен. Была хорошая погода, и большинство ребятни спокойно развлекались во дворе: играли в футбол, бегали, лазили по деревьям, ползали по бревнам, прыгали с высоты... Мне стало страшно: вдруг расшибутся, никакой страховки от несчастных случаев. И действительно, одна девочка неаккуратно прыгнула и подвернула ногу. Ни одного учителя рядом, у них свои дела во время перемен. К девочке подошли старшие ребята, помогли встать, проверили, насколько опасна травма. Все в порядке, можно продолжать игру. Правда, игра после этого стала немного спокойнее. Было видно, что дети приняли меры необходимой осторожности. Сами!
В одной школе я спросила директора, не боится ли он, что дети на школьном дворе (рядом – автострада) совершенно одни, без присмотра. Он сказал, что очень боится, но иначе никак нельзя помочь им научиться регулировать степень безопасности своих действий. Родители согласны с точкой зрения директора, поэтому детям предоставляют свободу передвижений и занятий во время необходимых перерывов. Если кто-то будет постоянно предупреждать их, что делать можно, а чего нельзя, дети привыкнут, что решения за них принимают другие.
Сразу после нашего разговора к директору подошли делегаты из двух классов. Оказывается, во время перемены они не поделили территорию школьного двора (там общими усилиями был построен шалаш, где одновременно пробовали играть два класса), и началась потасовка. Но дети остановились сами, поняв, что ситуация может привести к конфликтам и травмам. Поговорили, поняли, что без помощи взрослых разрешить проблему не могут, вот и подошли к директору. Подошли не для того, чтобы жаловаться друг на друга, а чтобы попросить о помощи!
На сборе двух классов предложили различные варианты “мировой”. Никто никого не обвинял, все искали приемлемое для разных сторон решение. Девочки терпеливо ждали, когда закончатся неинтересные им разборки.
Чтобы избежать детского травматизма, отчеты о котором высылаются наверх регулярно, некоторые наши школы вообще запрещают детям свободно передвигаться во время перемен. Те двигаются чуть ли не единым строем из кабинета в кабинет, руки по швам. Там, где ребята веселятся, бегают, прыгают, синяков, мелких потасовок, травм не избежать. Вот и становятся лучшие (для детей!) школы самыми плохими по показателям детского травматизма...

КЛАССЫ. Даже не знаю, можно ли увиденные там группы детей назвать классами (хотя датчане их называют именно так). Да, девять лет подряд дети утром приходят в школу и собираются вместе, начиная заниматься. Но, во-первых, такого понятия, как переход из класса в класс, там не существует, а во-вторых, дети так часто работают вне стен своих кабинетов, в небольших группах, в индивидуальных проектах, что назвать их единой учебной группой с (предполагаемым) единым уровнем подготовки нельзя. Ну нет там отметок и единого уровня подготовки, и не предусматривается он датским законом об образовании!
В законе лишь оговорено минимальное количество уроков по датскому и английскому языкам и математике, которые школа обязана предоставить детям (если школа не делает и этого, она все равно имеет право на существование, но может лишиться государственной поддержки), и набор предметов, который может варьироваться каждой школой, преподаваться в любых формах, и никаких отметок!
Все дети независимо от того, сколько уроков они пропустили, выполняли или нет домашние задания, напряженно работали или бездельничали, перейдут в следующий класс. Никакого подведения итогов в конце учебного года не существует, просто все расходятся на каникулы, а потом встречаются снова и продолжают жить рядом, общаться. Каждый учится для себя самого, а не для того, чтобы перейти в следующий класс. Если ребенок посреди учебного года уехал “на каникулы”, ему дадут лист с перечнем того, что происходило в классе за это время, чему учились, что узнали. Но никто не будет проверять, что сделал этот ребенок, чтобы наверстать упущенное: это его личное дело, ну, может быть, еще его родителей...
А в конце девятого все сдадут экзамены по трем основным предметам. Мой вопрос о том, как же смогут сдать те, кто совсем плохо занимался в течение этих девяти лет (например, математикой), оказался совершенно непонятным для учителей. Если дети сдают экзамен, значит, они его сдадут, только по-разному. Вот ведь чудо! Для них само понятие “экзамен” означает совсем не то, что для нас. Мы, похоже, организуем сдачу экзаменов для того, чтобы все взяли одну высоту. Они – чтобы каждый посмотрел, как он умеет прыгать.
Страха перед экзаменом нет ни у кого: при поступлении в гимназию или на работу отметки не требуются, а знания, если понадобится, можно будет дополучить в любой момент жизни. Для этого существует специальная сеть школ.
Растерянность, быстро переходящая в злобу. Вот что видела я, глядя в глаза детям, оставленным насильно (по решению педсовета) на второй год, завалившим выпускные экзамены. Я спрашивала многих взрослых датчан, смогут ли они без подготовки сдать выпускные экзамены за 9-й класс и получить хорошие результаты. Все уверены, что смогут без проблем. А кто из нас рискнул бы? При условии не сдавать тот предмет, который преподаешь. Много смельчаков нашлось бы?

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ. Вот мы и подошли к самой сложной – и самой простой, самой принципиально важной точке, которая отличает датскую школу и, возможно, само общество от большинства других. Дело в том, что главной задачей, которую ставят перед собой учителя, выполнения которой требуют от педагогических коллективов родители учеников общеобразовательных школ в Дании (там есть и очень специфические школы, ставящие перед собой чисто образовательные задачи, но именно они являются исключением, а не правилом), является обучение... общению.
Если ребенок будет плохо читать, не справится с таблицей умножения, школе простят: может быть, просто у этого человека другие способности, а эти предметы даются с большим трудом. Но если ребенок не научится уважать тех, кто рядом с ним, принимать людей такими, какие они есть, доброжелательно спрашивать и отвечать, договариваться с незнакомыми людьми – школа, которую он посещал, будет считаться плохой. Последний закон об образовании, принятый в 1994 году, говорит о приоритете умений обучаться, общаться, взаимодействовать с социумом над уровнем и качеством знаний. Мы – к стандартам, они – к личности.
Мне рассказали историю о том, как родители предъявили претензии к обучению детей в школе только из-за того, что дети во время поездки с классом за границу, заблудившись в городе, сразу... позвонили им со своих мобильных телефонов. Получилось, что они не смогли справиться с проблемой общения, а школа им в этом не помогла. Правда, этот небольшой конфликт был очень быстро разрешен: педагоги объяснили, какие действия предпринимает именно эта школа для того, чтобы ученики могли спокойно ориентироваться в социуме.

Вот такая незамысловатая картинка.

  • Маленькая страна.

  • Сильная экономика.

  • Демократический строй.

  • Свободная школа.

  • Свободная изначально, по закону освобожденная от домоклова меча отметок, экзаменов, программ.

  • Страна, где нет экспериментальных школ вовсе, так как практически каждая школа и является таковой – непохожей на все остальные, неповторимой... так как там любые школы имеют право на существование.

  • Страна, где новые школы специально проектируют так, чтобы в них не было ни классных комнат, ни рядов с партами: министр образования уверена, что именно так будут выглядеть школы будущего.

  • Страна, где дети занимаются (и не прогуливают!) без всяких отметок, переводных экзаменов, подведений итогов года..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru