Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ - НАРКОТИКИ 
 

Администрация Таллинна объявила о начале программы бесплатного лечения наркоманов метадоном. Решено, что с октября нынешнего года они смогут пройти лечение под наблюдением специалистов центральной больницы. На эту программу из городского бюджета выделено полмиллиона крон.
Метадон поможет наркоману удовлетворить свое влечение к наркотикам, – считает вице-мэр Таллинна Цахкна. – Он перестанет ощущать острую потребность любыми способами, включая кражу, добывать деньги на дозу героина.
Но сотрудник Гражданской комиссии по правам человека Александр Иванов не разделяет бодрой уверенности
вице-мэра и явно сомневается в победе над наркоманией такой ценой.
Заинтересованная часть специалистов продолжает утверждать: метадон может помочь полному излечению от наркомании. Однако правозащитник Иванов отмечает, что “переломаться” от героина намного проще, чем от метадона. “Героиновая ломка длится всего несколько дней, а метадоновая – несколько недель, – говорит он. – При этом наркоман испытывает такие нечеловеческие страдания, что самостоятельно сойти с метадона никогда не сможет”.
Что метадон менее токсичен, чем героин, – тоже миф. Употребление метадона может привести к остановке дыхания. Организм полностью лишается кальция, человек испытывает ломящие боли в костях, они становятся хрупкими. 60% принимающих метадон не способны к сексу. У 75% женщин полностью прекращаются менструальные циклы.
По мнению Александра Иванова, замена опиатов на легальный метадон – очень сомнительный способ борьбы с преступностью, наркомафией и СПИДом. “Разрешенный” наркотик не приносит эйфории и наслаждения. Поэтому, проходя метадоновый курс, больные все равно ищут “кайф” и соответственно деньги на него. Половина бросают лечение и возвращаются к прошлому. Вот правозащитники и опасаются, что практика лечения метадоном выйдет за рамки лечения безнадежных героиновых наркоманов.
Недаром вся история борьбы с наркозависимостью связана с распространением новых наркотических средств. Для лечения опиумной наркомании придумали морфий. Зависимость от морфия лечили героином. Врачи по недомыслию уверяли, что он дает хороший эффект и не вызывает привыкания. Теперь каждый из нас знает, какая это была чудовищная ошибка.
От метадоновых программ отказались Швейцария, Швеция, Нидерланды, Австралия. В США они также признаны неэффективными. Мы же, похоже, не верим чужому опыту и готовы набить себе шишки сами.

Если вы опоздали и ваш ребенок
уже попал в сети наркоторговцев, а в вашем городе или поселке нет специализированных клиник и центров, звоните по федеральным телефонам доверия:

“Российской нарколинии”:
(095) 280-61-01.

Российского благотворительного фонда “Нет алкоголизму
и наркомании” (НАН) для подростков и их родителей:
(095) 126-04-51, 421-55-55.

Горячая линия по ВИЧ/СПИД:
(095) 250-63-41 (понедельник – пятница с 15.00 до 21.00).

Помощь окажут также:
Научный центр наркологии:
(095) 241-06-03, 358-07-98.

Орден спасения (Фонд помощи пострадавшим от наркомании):
(095) 441-00-34.

Реабилитационный центр “Страна живых”: (095) 463-28-08, 465-11-19.

Если же вам нужна экстренная медицинская помощь, немедленно звоните по 03.

 


В ЛАБИРИНТЕ МНЕНИЙ 

Дмитрий АБРОСИМОВ

Я не в себе...

Допустим. Но кто тогда во мне?

Алкоголь и наркотики предназначены для того, чтобы выбить сознание из тесных стен черепной коробки, выйти за рамки себя. Путешествие, «трип». Ненормированный полет души. Страшно, но интересно. Как оно – там, где нас нет? Сон, который всегда с тобой.
Чем привлекают нас сны? Той непредсказуемостью, которую мы вроде бы храним внутри себя. Вот бы проснуться и вспомнить. Как правило, либо совсем не получается, либо результат не выдерживает дневного света. Ночной полет оказывается иллюзией.
Впрочем, двадцатый век сделал иллюзию довольно твердой валютой. Принял наркотик – и вот ты уже в волшебной стране. В мире грез. Не тут, не в себе.

Сопоставление сна и смерти давно укоренено во многих культурах. Сон – прививка смерти в несмертельной дозе, возможность заглянуть туда, куда не попасть живому. То ли реально существующие ад и рай, то ли их образы, отчего-то встроенные в человека.
Сон и смерть положены нам природой. Общая их черта – тело при этом выносится за скобки – на время или навсегда. Но если вышибать себя из себя же искусственным способом – алкоголем, наркотиками, то тело остается вакантным. Я не в себе. Допустим. Но кто тогда во мне?

Пусть не у каждого из нас есть знакомый наркоман. Но об алкоголизме наши соотечественники знают не понаслышке. И, думаю, каждый из нас присутствовал (в той или иной роли) при такой сцене: протрезвевшему герою рассказывают, что он делал вчера. Обычная реакция на этот перечень унылых подвигов – раскаяние и стыд. Потому что гордиться нечем.
Когда человек добровольно покидает себя, в нем проступает зло. Русский язык реагирует на эту ситуацию гениально и кратко – вышел из себя. Любопытно, что потерявший память в результате внезапной аварии вполне может оставаться добрым и кротким. С точки зрения христианской религии это трактуется просто – дьявол не может овладеть человеком иначе как с его добровольного попущения. Впрочем, не надо погружаться в глубины богословия, чтобы признать: по собственной воле человек приносит гораздо больше зла себе и другим, чем помимо воли. И сознательно отказываясь от контроля над собственным телом, человек отключает гораздо больше связей, чем их обрывается при какой-нибудь контузии.

Дело тут не в провалах памяти, а именно в передаче управления другому лицу. Если прибегнуть к компьютерной метафоре, как раз очень неприятно, что этот другой сумел взломать все твои пароли и вскрыть все файлы и адреса. Да и итоги своей злонамеренной деятельности скрывать не собирался – смотри и живи.
Пустота, как известно, хуже ада. Именно пустоту мы видим в глазах молодых людей, бредущих куда-то компанией или стоящих с непременными косячком возле подъездов. Обмен краткими репликами на автопилоте не требует присутствия человека в теле. Пожалуй, вернее было бы сказать так: идет группа тел, стоит группа тел.

Сейчас многое из модного мотивируется тем, что это прикольно. Не то чтобы хорошо, а прикольно. Сама претензия, заключенная в этом слове, настолько мала, что ее нечем крыть. Наверное, прикольно куда-то перенестись, а потом припоминать, что было и что видел. Допустим, прикольно кого-то впустить внутрь себя. Но нет! Даже загаженную неведомым гостем квартиру приводить в порядок неприятно. А голову, тело, жизнь? И вовсе противно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru