Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД 
 

Дмитрий ТЮТТЕРИН,
АНО «Школа “Знак”»
г. Москва

Как лучше всего начинать учебный год?

Обратимся за подсказкой к... своим детским воспоминаниям и впечатлениям!

Я помню свой первый день в школе таким: народ, много, много народу. Непреодолимая стена из синих спин старшеклассников. Сначала теряется мама, потом портфель. Затем теряюсь я сам. Через мегафон доносится много незнакомых, непонятных слов. Какой-то совершенно взрослый мальчик берет меня за руку и уводит в школу. В классе, как мне объяснили позже, у нас был Урок мира. А после этого учительница рассказывала про сменную обувь, про то, что надо поднимать руку, если хочешь что-то спросить. К сожалению, ей пришлось на следующий день все повторить. Перегруженный мозг новоиспеченного первоклассника отказался сразу воспринять такое количество информации...
Готовя в школе какой-нибудь праздник, мы стараемся вспомнить собственные ощущения, эмоции, связанные с этим днем. Наши детские впечатления могут стать подсказкой, предупредить нечто скучное, утомительное, глупое, непригодное для ребенка.
Сохраняя общие российские традиции, поддерживая собственные, внутришкольные, мы все же стараемся сделать так, чтобы каждый учебный год начинался по-особому. К примеру, в школе есть обычай представлять всех новичков из разных классов. Но в один год их “разносит аист”, а на следующий – развозит школьный автобус.
Каждому новому ребенку кто-то из учителей своими руками готовит подарок. А новым учителям преподносят подарки ученики. Так человек убеждается, что ему рады, что праздник устроен и лично для него.
Первую неделю, месяц, пока первоклассники привыкают к окружению, роли школьника, мамы часто приходят на уроки, отправляются вместе с классом в поездки. Этот период – период адаптации – важен не только для малышей, но и для мам, как ни странно, тоже. Родители доверяют ребенка учителям, но, как бы ни были они уверены в нашей компетентности, волнений и тревог не избежать. Совместные занятия снимают у них страх неизвестности, дают возможность в конкретных ситуациях убедиться, что учителя знают, что делают.
То же самое происходит не только у первоклассников, но и по всей школе. Продолжительность адаптационного периода зависит от возраста детей, количества новичков, ситуации в классе. Иногда взаимоуважение, один из принципов нашей школы, приводит новеньких в растерянность. Парадокс, но к тому, что их уважают, детям приходится привыкать.
Когда дети почувствуют себя в школе комфортно, тогда легче решатся вопросы, которые мы называем организационными: распределение обязанностей, составление графика дежурств...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru