Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Немецкая школа:
образование, которое мы потеряли?

И если так – стоит ли отечественной школе возвращаться назад, чтобы вернуть эту потерю?

В свое время именно немецкая система образования послужила образцом для создания системы образования царской России. Система эта была разрушена революцией, и ей на смену пришел другой, советский подход, которому все еще худо-бедно наследует современный российский. В Германии же структура сохранилась, и, вглядываясь в нынешнее немецкое образование, мы можем проверить, что потеряла, а что, напротив, приобрела наша образовательная система, уклонившись от предложенного образца.
Образование в Германии – процесс длительный. Даже чересчур, как считают не только внешние наблюдатели, но и сами немцы. Так, в школах немцы учатся 12 лет, в университетах – семь лет вместо четырех-пяти во всем мире. Начальное образование – только оно в Германии является обязательным – общее, а вот среднее разделено на три потока, которые практически не смешиваются.
Первый тип средней школы – основная школа – рассчитана на 5–6 лет обучения и плавный переход к параллельной учебе в профтехучилище. Окончание ПТУ дает возможность поступать только в технические вузы. В основную школу отбраковываются примерно четверть детей. Вероятно, именно к выпускникам основной школы относится статистика германской комиссии ЮНЕСКО, сообщающая, что 4 миллиона немцев старше 15 лет следует признать неграмотными: у многих отсутствуют базовые навыки чтения, письма и выполнения простейших арифметических действий.

Реальная школа — школа компромисс, именно сюда попадают большинство школьников – 40%. В ней обязательно учат один иностранный язык (английский) и второй – по желанию (обычно французский). В реальной школе учатся шесть лет – с 5 по 10 класс. После ее окончания выдается свидетельство о среднем образовании, с которым можно поступить только в специальные технические вузы (Fachhochschulen).
Настоящее качественное образование в Германии можно получить лишь в гимназии. Здесь изучают минимум два иностранных языка (плюс один по желанию). В последние два гимназических года идет специализация. В отличие от наших лицеев и гимназий у немцев нет профильных классов. Но имеются различные спецкурсы, которые школьники посещают по желанию (гуманитарии – гуманитарные, «естественники» – естественно-научные).
Последний год гимназии называется Abitur, то есть подготовка в вуз. Чтобы получить абитур-аттестат, надо сдать четыре выпускных экзамена. Немецкий Abitur является эквивалентом диплома бакалавра (BAC) во Франции.
До недавнего времени получить Abitur можно было только в гимназии. Дипломы других учебных заведений не давали права обучения в вузе. Теперь аттестат зрелости можно получить в гимназии или технической гимназии, в общей школе на специальных подготовительных курсах (по результатам экзаменов).
Своеобразным компромиссом в области среднего образования является общая школа. Она дает возможность учиться по программе любой из перечисленных школ в зависимости от того, свидетельство какого типа намерен получить ученик.

Каковы плюсы и минусы такого подхода? Плюсы очевидны – индивидуальный подход к ученикам, учет их пожеланий. Но минусы, к сожалению, еще очевиднее. Что неплохо бы учесть всевозможным реформаторам от образования. Прежде всего деление детей на «гимназистов» и «остальных» в младшем школьном возрасте. Оно лишает шансов на образование ребят, которые чуть отстают в развитии, но могли бы наверстать это в дальнейшем. (Именно таким ребенком был, к слову сказать, сэр Исаак Ньютон… и не он один.) Кроме того, долгоиграющее «настоящее образование» при всей своей бесплатности (речь идет о государственных школах) оказывается не по карману очень и очень многим. Учиться или работать? Вопрос, который встает перед любым старшеклассником в Германии. И многие, махнув рукой на «абитур», бросают школу, отсекая или по меньшей мере весьма уменьшая тем самым свои шансы на полноценное высшее образование. В России эта проблема пока еще не стоит столь остро. Безработица диктует свои законы, и даже очень небогатые семьи настраивают своих чад учиться «до победного», так как шансы на полноценное трудоустройство для молодого человека с незаконченным средним образованием практически равны нулю. Да и просто со средним – не блестящи, если, конечно, у него нет какой-нибудь профессии. В благополучной же Германии даже вчерашний школьник может найти работу, и ради нее ребята из небогатых семей так или иначе жертвуют дальнейшими перспективами. Но им-то по крайней мере есть ради чего жертвовать! В России же удлинение сроков среднего образования будет подталкивать ребят бросать его ради мизерной зарплаты просто потому, что 18-летнему парню сидеть у родителей на шее уже как-то не к лицу. Пока это касается лишь ребят из неблагополучных семей. Но много ли у нас в России семей совершенно благополучных?... Вопрос риторический.
В Федеративной Республике Германии каждая школа подвластна только правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны несколько различны. Но, между прочим, Закон Божий является обязательным предметом в большинстве школ. Правда, с 14 лет школьник сам решает, изучать его дальше или нет. Многие наши бывшие соотечественники, столкнувшиеся с немецкой системой образования, отмечали довольно слабый (в сравнении с российским) уровень преподавания предметов естественно-научного цикла, особенно математики. Однако справедливости ради следует заметить, что встречается и прямо противоположное мнение. Некоторые из моих знакомых полагают, что благодаря большому количеству и превосходному качеству демонстрационных материалов естественно-научное образование в Германии может быть даже более эффективным, чем в России, если оценивать эффективность как сухой остаток того, что остается в голове, после того как курс прочитан и благополучно забыт.
В целом же, следует признать, за прошедшие 100 лет пути германской и российской школ основательно разошлись. И едва ли оправданно искать сближения путем механического переноса их порядков на нашу почву. Прежде всего потому, что и сами немцы, как уже было сказано выше, не от всех своих порядков в восторге. А во-вторых – отсутствие цивилизованных механизмов компенсации социального неравенства в виде всевозможных грантов и стипендий неминуемо приведет к тому, что школа станет одним из инструментов социальной дискриминации малоимущих. Спору нет – именно к этому ее последние десятилетия активно подталкивают, но любой шаг, сделанный в этом направлении, – это шаг в пропасть.

Мария КОНДРАТОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru