Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Сумерки равенства

Социальные утопии древнего мира и средних веков.
Избранные отрывки

Утопия Платона
...Население государства разделяется на три касты: философов; стражей или воинов; ремесленников и земледельцев. Дети ремесленников и земледельцев принадлежат к той же группе и никогда не смогут стать стражами. Дети стражей тоже, как правило, наследуют занятие родителей, но если они проявляют дурные наклонности, то их делают ремесленниками или крестьянами. Философы же пополняют свое число за счет лучших из стражей, но не раньше, чем тем исполнится 50 лет. Неограниченная власть в государстве предоставляется философам.
Про стражей, составляющих основу государства, у Платона говорится так: “...у них не будет никакой собственности, кроме своего тела. Все остальное у них общее. Ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступ каждый желающий. Припасы, необходимые для рассудительных и мужественных знатоков военного дела, они должны получать от остальных граждан в уплату за то, что их охраняют. Им одним не дозволено в нашем государстве пользоваться золотом и серебром, даже прикасаться к ним...”
Стражи живут в своем государстве как наемные сторожевые отряды “и вдобавок в отличие от остальных они служат только за продовольствие, не получая сверх него никакого вознаграждения, так что им невозможно ни выезжать в чужие земли по собственному желанию, ни подносить подарки гетерам, ни производить другие траты по своему усмотрению, какие бывают у тех, кто слывет счастливыми”.
“Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок – кто его отец”.
Ремесленники и земледельцы прикреплены каждый к своей узкой профессии. “...Мы запретили сапожнику даже пытаться стать земледельцем, ткачом или домостроителем...”

Томас Мор (XVI век)
...”Утопия является республикой, управляемой выборными должностными лицами... Вся жизнь в этой стране регулируется государством. Нет никакой частной собственности и денег. Основой хозяйства является всеобщая трудовая повинность. И прежде всего для всех (или почти для всех) обязательно отработать определенный срок в сельском хозяйстве... Достигшие определенного возраста граждане направляются на работу в деревню, а после того, как они отработают там 2 года, переселяются в города. Кроме того, каждый обучается какому-либо ремеслу, которым занимается остальное время. Работа происходит под наблюдением чиновников...”
Все носят одинаковую одежду, живут в одинаковых городах, одинаковых домах. Питается население вместе на больших общих трапезах, где всем подают одинаковые кушанья. Совместные трапезы типичны для общей тенденции: жизнь обитателя Утопии должна проходить на глазах у всех.
“Что касается домов, то они имеют двустворчатые двери, [которые] скоро открываются при легком нажиме и затем, затворяясь сами, впускают кого угодно – до такой степени у утопийцев [жителей Утопии] устранена частная собственность. Даже самые дома они каждые десять лет меняют по жребию”.
“Утопийцы по видимости во всем равны друг другу – в обязательной трудовой повинности, в цвете и покрое платья, в строении их домов. Но это далеко не полное равенство. От трудовой повинности освобождаются чиновники и те, кому постановление чиновников “дарует навсегда это освобождение для основательного прохождения наук”. “Из этого сословия ученых выбирают послов, духовенство, траниборов (высших чиновников) и, наконец, самого главу государства...”

“Город Солнца” Томмазо Кампанеллы (1602 г.)
...Вся власть – законодательная, исполнительная, судебная и даже религиозная – объединена и сосредоточена в руках чиновничества. Бюрократический аппарат построен по иерархической схеме. “Верховный правитель у них – священник, именующийся на их языке “Солнце”, на нашем же мы назвали его Метафизиком”. Этот пост занимает самый ученый житель города до тех пор, “пока не найдется такой, кто окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению”. Верховному правителю подчиняются три соправителя и так далее до начальников отрядов, сотников, полусотников и десятников. Жизнь населения характеризуется общностью и унификацией. Все имущество, включая дома, кровати, домашние вещи, – все обобществлено. Необходимое для быта жители в равных долях получают от общины. Каждые шесть месяцев чиновник перераспределяет, кому в каком доме, в какой спальне и на какой кровати спать. Прием пищи у соляриев (так называют жителей Города Солнца) – совместный, все получают одинаковую пищу в равных количествах, но “должностные лица получают большие и лучшие порции”.
Всеобщая трудовая повинность является основой хозяйственной жизни города. Жители организованы в отряды. Рабочий день длится только 4 часа, “остальное время проводится в приятных занятиях науками, собеседовании, чтении...”. Но и в часы отдыха жизнь остается строго регламентированной. Так, например, запрещаются сидячие игры.
Все носят одинаковую одежду, установлена частота смены и стирки белья. Нарушение этих правил строго наказывается вплоть до смертной казни. Регламентация отношений между полами касается самых мелких интимных подробностей. Чиновники решают, кто когда и с кем будет иметь половую близость, даже если она имеет целью не зачатие, а только удовлетворение физической потребности. За самим совершением полового акта обязательно следит специальный чиновник. Деторождение является заботой государства, поэтому производство потомства тщательно регулируется, как регулируется в племенном животноводстве сохранение и улучшение породы. “...Производители и производительницы подбираются наилучшие по своим природным качествам, согласно правилам философии”.

В тексте использованы цитаты
и комментарии
из книги Игоря Шафаревича
“Социализм как явление мировой истории”

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru