Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Ольга ЗДРАВОМЫСЛОВА,
кандидат философских наук;
Ирина ШУРЫГИНА

Выжить или преуспеть?

Стратегия будущей жизни, намечаемая для себя старшеклассниками, зависит от доходов и образования их родителей

Исследователи давно уже пишут, что население современной России в основном демонстрирует стратегию не “достижительскую”, а состоящую в нескончаемой борьбе за то, чтобы не остаться без средств к существованию. Между тем, как известно, одна из главных идей нетрадиционного общества именно идея достижения, предполагающая расширение границ жизненного выбора и устремленность к личному успеху. От всех других возрастных групп в России в этом отношении, по многочисленным исследованиям, резко отличается учащаяся молодежь, ориентированная как раз не столько на стратегию выживания, сколько на ценности достижения.
Однако рыночные отношения в стране действительно развиваются и укореняются – и по мере этого растет значение такого недавно не столь важного фактора, как социальный капитал семьи. Чем дальше, тем больше он определяет не только уровень притязаний молодых людей, их жизненные стратегии и отношение к успеху, но и их мироощущение.
Самые распространенные сегодня – три стратегии жизни, на одну из которых, как правило, и ориентируются выходцы из разных социальных слоев и групп общества. Первая включает в себя высшее образование, “интеллигентную” работу по специальности при достаточно низком уровне доходов. Другая модель будущего основана на представлениях об успехе, сравнимых с американской мечтой о беспредельных возможностях личности. Ядро этих представлений – большие деньги, а символ успеха – собственное дело. Третья модель успеха – высокооплачиваемый профессионал: хорошее образование, хорошая профессия, хорошие деньги. С этой моделью чаще всего ассоциируется образ юриста (или экономиста), знающего свое дело, специалиста, работающего в крупной фирме. Для молодых людей, выбирающих именно эту жизненную стратегию, большое значение имеют хорошо устроенная частная жизнь и комфорт, деньги же для них менее значимы, чем для тех, кто предпочел роль “предпринимателя”.
Старшеклассников Москвы и Иванова, принявших участие в исследовании, мы разбили на четыре группы в зависимости от материального положения семей и образования родителей. Материальное положение своей семьи оценивали сами девятиклассники.

Зачем, по вашему мнению, люди стремятся получить высшее образование?
(Опрос Фонда “Общественное мнение”, 2001 год, в % от числа опрошенных по России)

В первую группу вошли дети из бедных семей, родители которых не имели высшего образования. Во вторую – малообеспеченные старшеклассники, имевшие родителей с высшим образованием. Это, собственно, и были “новые бедные”. Третья объединила подростков, обеспеченных выше среднего уровня, родители которых не имели высшего образования. Последняя, четвертая группа – подростки из хорошо обеспеченных семей с родителями, имеющими высшее образование.

Как вы оцениваете перспективы своего трудоустройства после окончания вуза?
(Опрос студентов Ростовского государственного университета, 2001 год; в %)

Прежде всего опрос зафиксировал явно завышенные притязания подростков: высшее образование хотят иметь 67% из них, свое дело – 54,7%, доход выше среднего уровня (от 1000 долларов) – 27,6%; наконец, претендуют в будущем на роль руководителя высшего или среднего звена 16% подростков.
Сразу обнаружилось, что подростки из обеспеченных семей имеют самый высокий уровень притязаний на то, чтобы стать владельцем собственного дела (66%) или занять руководящие посты (каждый четвертый). Дети из образованных семей в наибольшей степени претендуют на получение высшего образования (79%). Отсутствие денег у родителей заметно снижает притязания детей на свое дело (51%) и высокие доходы (16%), а отсутствие высшего образования у родителей – уровень притязаний на образование (60%) и карьеру (9%). Характерно вот что: почти четверть выходцев из бедных семей готовы удовлетвориться доходами ниже среднего уровня.
Интересно, что только соединение двух семейных ресурсов – высокие доходы семьи и высшее образование родителей – формирует более или менее значительные притязания на руководящие должности в будущем; это сочетание дает и самые большие притязания на высокие доходы. Желание получить высшее образование связано только с одним – образованием родителей и практически не зависит от обеспеченности семьи.
Насколько верят подростки в реальность собственных притязаний?
Картина все та же: девятиклассники из бедных семей с низким образовательным статусом в наименьшей степени уверены, что их скромные планы на будущее осуществятся. Напротив, у подростков из четвертой группы (состоятельные образованные семьи) не только наивысший уровень притязаний, но и наибольшая уверенность в том, что все так и будет.
На что и на кого рассчитывают старшеклассники в осуществлении своих планов? Как выясняется, прежде всего – именно на потенциал семьи. Так, чем больше в группе подростков, полагающих, что родители могут помочь им начать свое дело, тем большая часть их хотела бы его начать и верит в осуществимость этого в самом недалеком будущем. То же самое и с образованием. Как заявили социологам в семьях, находящихся за чертой бедности, образованные матери готовы активно использовать все свои возможности, чтобы их дети получили высшее образование. А матери из бедных семей без достаточного образования считают, что поступить в институт можно только с помощью больших денег и никак иначе. Поэтому отсутствие денег в семье практически означает, что у их детей нет никаких шансов получить диплом.
Готовы ли подростки взять на себя ответственность за свою жизнь? Отвечая на вопрос, согласны ли они с утверждением: “Человек сам хозяин своей судьбы” – дети из образованных семей говорили наиболее определенно (“да” или “нет”, меньше всего ответов – “не знаю”), а из семей обеспеченных – с наибольшей уверенностью в собственной ответственности за свою судьбу (среди малообеспеченных подростков значительно больше тех, кто с этим утверждением не согласен). Ситуация выглядит парадоксально: чем больше подростки рассчитывают на помощь семьи, тем больше среди них согласных с тем, что человек сам делает свою судьбу. Видимо, эта уверенность нуждается в надежном тыле.
Итак, в России уже существует значительный слой людей, для которых бедность означает не просто недостаток материальных средств, как это было сначала, но и сужение жизненных шансов для детей. Так бедность закрепляется в следующем поколении.
От выпадения значительных масс людей в устойчиво, безвыходно бедные слои и формирования особой культуры бедности современное российское общество отделяет очень тонкая черта. По сути, это вопрос времени.
Замедляется этот процесс только высоким уровнем образования и профессиональной квалификации “новых бедных” и сильной ориентацией на высшее образование у их детей. Консервация бедности среди специалистов с высшим образованием может привести к тому, что в России зародится и разовьется принципиально новый вид бедности – культура бедности образованных людей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru