Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

В деревне жить трудно. Все приходится делать самим, не на кого надеяться. Может быть, от этого у деревенских людей есть две крайности жизни – либо человек опускается на самое дно, либо достойно держится, да еще и страну кормит. И в образовании деревенском просматриваются те же два пути – то ли по старинке надеяться на государственную помощь, то ли все-таки, от нее не отказываясь, пытаться делать что-то самим для своей школы, своих детей. Придумывать, строить, изобретать в очередной раз педагогический велосипед. И всю деревню к этому подключить.
Так были устроены в дореволюционной России земские и приходские начальные школы, на этой идее открытого образования, в которое вовлечено все местное сообщество, держатся народные школы в Дании и других скандинавских странах. На этом же стоят и наши отечественные хорошие сельские школы, которые с полным правом можно назвать народными. Одна из них – в карельском селе Коткозеро, педагоги которой создали уникальный образовательный центр, где многие нашли себя, свой путь в жизни. Сегодня мы начинаем серьезный разговор о том, какая реальная альтернатива может быть постепенному угасанию сельского образования. Возможно, выход в осуществлении толковой государственной программы помощи селу. Но нам представляется более реальным и своевременным другой вариант – участие сельского общества в образовательном процессе, вхождение школы в сельский мир, их взаимодействие по примеру земских школ прежних времен. Сегодня мы только начинаем эту тему. Если вы знаете школы, предпринимающие такие усилия, напишите об этом. Это очень интересно.

Алексей АНДРЕЙКО
с. Коткозеро,
Республика Карелия

Карельский ориентир

Школа в селе Коткозеро кажется необыкновенной, почти идеальной. Но этот идеал складывается из сотен маленьких задач, которые удается решить

Много красивых слов о возрождении культуры малых народов сказано с высоких трибун политиками и чиновниками, но реальным путем спасения национальной культуры и сохранения уникального мира деревни, как показывает практика, может стать развитие обыкновенной местной сельской школы. В карельском селе Коткозеро школа была открыта в середине девятнадцатого столетия, затем церковно-приходская начальная школа была преобразована в земское училище, в советское время – в семилетку, восьмилетку, десятилетку. В начале девяностых она получила статус экспериментальной школы-комплекса и сейчас меньше всего похожа на образовательное учреждение, находящееся за много километров от областного центра. Это настоящий современный учебно-научный центр, в котором хорошо и детям, и взрослым, всерьез влияющий на жизнь всего села. Добрая, красивая и умная школа, как называют ее здесь. Рассказ о ней, написанный одним из авторов идеи социокультурного комплекса в селе Коткозеро, Алексеем Андрейко, иногда напоминает отчет, предназначенный для строгих проверяющих. Он словно бы старается показать – смотрите, сколько всего у нас есть! И действительно, читая этот материал, многие сельские учителя призадумаются: что конкретно можно сделать в своей родной школе, чтобы она твердо стояла на ногах, да еще и всю деревню воспитывала.

Как всегда, нужны деньги

Уже в конце 80-х я все чаще приходил к мысли о том, что техническое и культурное развитие российской деревни должно начинаться в сельской школе. И у меня появилось огромное желание осуществить эту идею в Коткозере. Но, как известно, в начале 90-х годов Россия вошла в длительную полосу социально-экономических потрясений, и говорить о развитии сельских школ было почти невозможно, речь шла скорее о выживании. Поэтому надеяться на финансовую поддержку технического эксперимента сельской школе не приходилось. Проект технического перевооружения Коткозерской средней школы мы решили осуществлять самостоятельно.
Когда в конце 80-х у нас возник образ сельской школы-комплекса, то одной из основных была идея технического развития сельских детей, подготовки деревенских Кулибиных с детства. В Коткозерской школе был создан учебно-технический центр, который первоначально состоял из мастерских по обработке дерева и металла, машинно-тракторного парка, телерадиостудии, компьютерного класса и лингафонных кабинетов.
Ребята обучались вождению трактора, автомобиля, осваивали технику езды на автокарах и мотоциклах, обрабатывали школьные огороды. Школа приобрела свой транспорт и сельхозмашины, сварочное и ремонтное оборудование, оказывала помощь совхозу и населению в сельхозработах, транспортировке грузов.
Для технического развития школы требовались значительные финансовые средства, которые добывались нелегким трудом на школьных полях, в теплицах, на садовом участке, звероферме, в учебных мастерских. Деньги зарабатывались не только руками: школа разрабатывала образовательные проекты, выигрывала гранты, осуществляла реализацию своих авторских методических разработок, которые пользовались спросом у педагогов и руководителей школ Карелии и других регионов России (кстати, это один из способов материально заинтересовать учителя в исследовательской работе!).
Несколько лет школа ремонтировала телевизоры у населения, заготавливала и реализовывала лес, обеспечивала дровами учителей и медицинских работников, вела коммерческую деятельность, имела свой магазин, сдавала в аренду имущество и делала еще очень и очень многое для того, чтобы найти средства для развития своей материально-технической базы и осуществления образовательных программ. Конечно, нормальная школа в нормальном государстве не должна заниматься тем сумасшествием, через которое пришлось пройти нам. Но у нас не было выхода – коллектив не мог сидеть и ждать, когда страна выйдет из кризиса.

Самый дерзкий проект

В 1991–1993 годах в Коткозере был успешно осуществлен один из самых дерзких образовательных проектов, результаты которого до сих пор вызывают искреннее изумление даже у руководителей престижных столичных школ. Под руководством Ивана Семеновича Нестерова, заместителя директора комплекса, много лет работает в школе уникальная телекоммуникационная система, которая включает кабельную телестудию на 20 телевизоров, сельский эфирный образовательный канал с радиусом действия 6–8 километров, две спутниковые антенны, принимающие множество программ, школьный радиоузел на 40 абонентов, внутреннюю телефонную сеть.
Дети с большим удовольствием участвуют в создании собственных телепрограмм, которые показывают не только в школе, но и на все село. Ребята вместе с преподавателями снимают фильмы о природе, жизни деревень, ведут репортажи с экологически опасных мест, рассказывают о народных умельцах, поздравляют жителей села со знаменательными событиями в их жизни. Мы с гордостью говорим о том, что школьная программа «Oma sanaine» является единственной в мире регулярно выходящей в эфир программой на ливвиковском диалекте карельского языка.
Практика показывает, что видеостудия может быть создана в любой, даже в самой маленькой школе. Для начала необходимы недорогая видеокамера, видеомагнитофон и 1–2 телевизора. Некоторые считают, что главная трудность – найти средства для приобретения техники. Но эти люди ошибаются. Самое сложное – найти человека, который сможет объединить детский и педагогический коллектив в этом проекте.

Шаг следующий – присоединение к Сети

В первые годы работы в сельской школе я много думал, как удержать сельских ребят в родной деревне, но не находил ответа. Слишком много было причин (а сейчас их еще больше), из-за которых молодежь не горела желанием возвращаться в сельскую местность. Техническая отсталость деревни, трудности с работой и жильем, отсутствие бытовых удобств и коммуникаций, отдаленность от культурных и образовательных центров, примитивный досуг – все это делает деревню непривлекательной для молодых людей.
Теперь все чаще говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром”. К сожалению, жители сельских поселений лишены возможности подключения к информационным сетям. Особенно страдают от этого дети и молодежь, которые не могут осуществить свое конституционное право на полноценное образование, не имеют равного доступа к современным знаниям, к очень значимой для них информации. В такой же неравноправной ситуации находятся учителя сельских и районных школ, отрезанные от телекоммуникационных сетей.
Возможно ли преодолеть существующий разрыв в уровне образования? Результаты эксперимента, проведенного в Коткозерском сельском социокультурном комплексе, показали, что самым коротким путем развития сельской школы может быть ее подключение к глобальной информационной сети Интернет.
Компьютерная эпоха села Коткозеро началась с первого компьютера «Электроника-585», который был привезен мной в Коткозерскую среднюю школу из Министерства народного образования Карелии в 1987 году и стал теперь экспонатом в школьном музее.
В начале 90-х годов в Коткозерской школе началось освоение компьютеров – сначала наших, отечественных БК-1, затем американского типа «Макинтош» и, наконец, современных «Пентиумов».
С 1996 года начались первые компьютерные курсы обучения взрослых жителей Коткозерской волости. Вы спросите: чему можно обучать на компьютере сельских жителей? Очень многому, например, самообразованию (нет более терпеливого и более настойчивого учителя, чем компьютер); домашней бухгалтерии (ведение личного хозяйственного баланса); экономическим расчетам (расчет рациона домашнего скота); планированию (развитие крестьянского хозяйства); досугу (компьютерные игры); составлению родословной семьи и многому-многому другому. Не говоря уже о возможности почти мгновенной связи с любой точкой земного шара с помощью электронной почты.
Это было настоящее маленькое чудо – выход Коткозерского сельского социокультурного комплекса в глобальную компьютерную сеть Интернет в 1997 году с помощью Петрозаводского государственного университета и АО «Ростелеком». У сельских ребят и учителей появилась возможность общаться со своими друзьями из Петрозаводска, других регионов России и зарубежными партнерами, учиться в вузах и колледжах, находящихся за многие сотни километров от дома. Сельские учителя, не выезжая из деревни, могут теперь пообщаться со своими коллегами из городских школ, познакомиться с новинками методической литературы, «полистать» педагогические интернет-издания, что особенно важно в глубинке, куда газеты и журналы, доставляемые по почте, идут долго и нерегулярно.

Реальная сельскохозяйственная школа

В начале 90-х годов на территории Коткозерской волости резко обострилась криминальная обстановка среди молодежи: увеличилось число краж, случаев мелкого хулиганства, употребления алкоголя и наркотиков. Анализ ситуации показал, что большая часть молодежи, создающей криминогенную ситуацию на селе, нигде не работает и не учится.
Основные предприятия волости – зверосовхоз «Коткозерский» и лесопункт «Верхнеолонецкий» – уже тогда начали входить в полосу кризиса. Они не только не могли открыть новые места для молодежи, но и начали сокращения кадрового состава рабочих и служащих. Обучение в профессиональных учебных заведениях города для многих сельских подростков, имеющих проблемы с поведением, недостаточно подготовленных для самостоятельной жизни, было весьма проблематичным.
Тогда и возникла идея создания реальной сельскохозяйственной школы на селе. Цель – обучение подростков сельскохозяйственным профессиям на месте, без выезда в город. В сентябре 1992 года на базе Коткозерской экспериментальной школы-комплекса открылась первая группа для двадцати юношей. Два года ребята осваивали специальности тракториста-машиниста, водителя-слесаря по ремонту автотракторной техники. Реальная сельскохозяйственная школа была как филиал олонецкого ПТУ-2. За счет училища были решены проблемы питания, оплаты труда преподавателей и укрепления материально-технической базы. Общеобразовательная школа предоставила общежитие (интернат), кадры преподавателей, учебно-материальную базу и возможности дополнительного образования для подростков. А в 1993 году в сельхозшколе была создана вторая группа – для подготовки девушек по профессии «хозяйка усадьбы».
Реальная сельскохозяйственная школа в Коткозере стала альтернативным вариантом учебного заведения для тех подростков, которые по некоторым обстоятельствам не могли учиться в 10–11 классах и не имели возможности выехать из села для получения профессионального образования в городе.
97 выпускников школы приобрели функциональные сельскохозяйственные умения и навыки, необходимые для дальнейшей жизни в условиях села. Многие молодые люди одновременно закончили вечернюю среднюю школу и получили дополнительное образование в кружках и секциях. В селе существенно сократились безработица и преступность в молодежной среде. В период обучения ученики реальной сельхозшколы произвели в учебном хозяйстве сотни тонн картофеля и овощей, вырастили на школьной звероферме несколько тысяч щенков норки. Многие из них в период обучения и практики заработали первые в своей жизни деньги.

Мечты о будущем

Я часто задаю себе вопрос: какой должна быть современная сельская школа? кого, чему и как она будет учить? Я думаю, ее главная особенность – нацеленность на разрешение образовательных проблем всего населения – детей и взрослых, на превращение деревенской округи в единое образовательное пространство. Такая школа может быть открыта полный день: до обеда – для детей, после обеда – для всех желающих независимо от возраста. Это будет школа жизни, база самопомощи и социальной самозащиты для всех, в ней нуждающихся: для безработной молодежи, для желающих пополнить свое образование и получить определенную квалификацию, для ищущих контактов, для тех, кто не может в одиночестве справиться со своими проблемами. Новая сельская школа – это общественно-образовательный центр, где учат общению с людьми, где мастерские, лаборатории, площадки для игр не только развивают самодеятельность, но и укрепляют дисциплину, улучшают характер и способствуют духовному обогащению.
Педагогами нашей школы будут не только профессиональные школьные учителя, но и активисты местного самоуправления, специалисты разных направлений, люди с большим жизненным опытом, живущие по соседству. Компьютеры и телекоммуникации позволят ввести в новую деревенскую школу дистанционное обучение, поэтому у сельских школьников среди преподавателей появятся доценты и профессора.
Гораздо большее значение приобретут прикладные, практико-ориентированные формы и методы обучения, которые помогут детям и молодежи успешно общаться с людьми и работать в условиях села. Многое может сделать сельская школа для детей и взрослых жителей своей деревни как культурно-образовательный центр. Организация концертов, праздников села, постановка спектаклей, проведение выставок детского творчества, дней милосердия – это лишь небольшой перечень дел, которые могут не только порадовать селян и вовлечь их в совместную деятельность, но и стать способом самовыражения и развития способностей самих детей. И школа будет – в этом, наверное, ее суть – рассадником культуры и образования в своей деревне.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru