Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

В.Слуцкий. И.С.Фрадков. Слово о Настоящем Педагоге. Петрозаводск, 2002

Эта небольшая книжка-брошюра написана петрозаводским педагогом Вадимом Ильичем Слуцким, автором педагогических книг и статей, основателем движения “Демократические реформы в образовании” в Карелии. Суть книги – в ее названии. Это прежде всего рассказ о ныне покойном замечательном педагоге Исааке Самойловиче Фрадкове, заслуженном учителе Карелии, с которым автору довелось тесно общаться в течение многих лет. Однако, как отмечает сам автор в предисловии, спокойной аналитической работы не вышло. Получился живой и страстный разговор о призвании Педагога, о счастье любимого дела, о судьбах российского образования, о тех явлениях, которые приводят к подавлению всякой творческой инициативы в школе.
Педагогам будет интересно познакомиться с опытом Фрадкова, тем более что автор не просто описывает этот опыт, но и страстно защищает принципы, лежащие в его основании. Особенно впечатляет рассказ о школе-легенде, созданной Фрадковым (теперь она носит его имя). Школа имела свои цеха на предприятиях города, где ребята работали и получали зарплату, а также многочисленные и, главное, самые разные кружки и секции. Поэтому свое дело находили все, в том числе и те, кому учеба давалась трудно и кто не имел к ней склонности.
“Когда школа не предоставляет детям для самоутверждения ничего, кроме учебы, то такая школа разрушает личность”, – пишет автор. И далее: “Фрадков понимал, что становление личности важнее учебных успехов. Однако 9-я петрозаводская давала хорошее образование. Ряд факультативов вели университетские профессора. Все уроки в школе были открытыми, коллеги и родители могли прийти на любой без предупреждения в удобное для них время. Однако, будучи требовательным к учителям (как и к самому себе), директор не возражал против самых необычных, даже порой кажущихся несуразными методических приемов. “Он учитель, он имеет право, – говорил Исаак Самойлович. – Посмотрим по результатам”.
Макаренко считал, что в педагогическом учреждении должен быть один (единый) коллектив, который объединяет и учеников, и учителей. Рассказывая о том, как этот принцип был реализован в 9-й школе, В.Слуцкий приводит в пример школьные педсоветы. Перед каждым педсоветом формировалась инициативная группа, куда на равных входили завучи, учителя и ученики. Группа эта определяла тему, которая интересна большинству. Потом на всеобщее обозрение вывешивались вопросы, и все желающие готовились и могли выступить. Присутствовали на педсоветах и родители. “Ребята не чувствовали себя чужими, как в других школах, где все захвачено взрослыми”, – подытоживает автор. Многое вообще решали и делали сами ребята, например, организовали кафе для старшеклассников, МБО – молодежные боевые отряды, которые патрулировали улицы вместе с милицией, участвовали в ночных рейдах. Сначала Исаак Самойлович не очень одобрял это, “но ему и в голову не пришло запрещать”, – подчеркивает Слуцкий. На одном из педсоветов ученики сами установили правило, когда и где сдавать “долги”. (И никакой беготни за учителями.) А когда ребята повесили газету “Что нам не нравится в 9-й школе”, директор прочитал и спокойно сказал: “Ну что ж, примем к сведению”.
Рассказывает автор и о других начинаниях Фрадкова, о его знаменитой Республиканской Школьной Академии (РША) для талантливых детей из глубинки. И сейчас, спустя три года после смерти основателя, РША успешно работает, предоставляя способным ребятам из деревень и отдаленных поселков уникальные возможности (приезжать четыре раза в год на сессии в Петрозаводск, самостоятельно работать там в Национальной библиотеке, в научных центрах и архивах, посещать музеи и театры).
С особенной теплотой написаны страницы, посвященные отношению Исаака Самойловича к ученикам, его любви к ним (ко всем! и к самым трудным, которые были его единственными любимчиками), его беспрецедентной заботе о каждом ребенке. Автор, однако, не скрывает и слабостей любимого Учителя. С мягким юмором рассказывает В.Слуцкий о “войне” Фрадкова с мини-юбками и девичьей косметикой, о том, как однажды в знак протеста все девочки одного из классов покрасили волосы. Но дети прощали эту слабость обожаемому директору.
Последний раздел книги посвящен невеселому рассказу о том, как мешали работать Фрадкову чиновники от просвещения, которых раздражала его неординарная школа, как в конце концов его из нее выжили, назначив на его место главного противника “фрадковских новшеств”, как после смерти замечательного педагога пресекли всякие попытки единомышленников продолжать его дело. В.Слуцкий остро ставит проблему трудной судьбы творческого учителя в нашей школе, приводит вопиющие факты самоуправства чиновников, выживающих неугодных им замечательных учителей, рассказывает о том, как местными “просвещенцами” на корню губятся все демократические начинания в области образования. Особенно впечатляет главка “Как я пытался продолжить дело И.С.Фрадкова”.
Однако при всей важности, при всем гражданском звучании этого раздела он все же недостаточно органично связан с предыдущим. Точка кипения авторских эмоций так высока, что подчас теряется четкость изложения. Кроме того, некоторые рассуждения вообще не представляют интереса для читателей, например о родных Исаака Самойловича, которые, с точки зрения автора, неправильно вели себя после его смерти. Суждения эти слишком субъективны, и тут молодого и горячего автора явно заносит.
Несмотря на эти накладки, умная и эмоциональная книга В.Слуцкого интересна и полезна как педагогам, так и управленцам.

Инна КЛЕНИЦКАЯ
Москва

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru