Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

В своем жанре

Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова.
Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.  М.: АСТ-пресс-ШКОЛА, 2002

Сама идея пособий для поступающих в вузы в том виде, в котором она существует в нашей стране, порочна. Человек, который предполагает, что биология (химия, физика, литература) станет основным содержанием его будущей профессии, не должен, не имеет права готовиться к вступительным экзаменам по этому предмету, пользуясь единственным учебником. Какими бы выдающимися достоинствами этот учебник ни обладал. В конце концов, умение работать с литературой для будущего студента не менее важно, чем готовность выучить наизусть толстый фолиант. Есть и другие – более практические соображения. Дело в том, что всякий справочник по необходимости конспективен, и требуется развитое мышление и грамотно поставленная речь, для того чтобы суметь на экзамене развернуть четверть странички сухого конспективного текста в живой внятный рассказ. К сожалению, люди с развитой речью не составляют большинства ни среди абитуриентов, ни даже среди студентов. К чести авторов данного «Справочника для старшеклассников и поступающих в вузы», они это понимают и настоятельно рекомендуют использовать свой учебник лишь как костяк, который помогает обобщить и систематизировать материал, но ни в коем случае не избавляет от необходимости пользоваться дополнительной литературой. Напротив: «Повторять материал надо одновременно по нескольким книгам, так как при повторении ботаники или зоологии ответы на ряд вопросов придется искать в общей биологии».
С другой стороны, сам жанр издания ставит большую методическую проблему перед рецензентом. Что оценивать – учебник или пособие? То, что учит, или то, что помогает поступить? Скажем, в разделе «Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина» мне подается утверждение, что Дарвин считал, что «все виды живых существ, населяющих Землю, никогда и никем не были созданы». Исторически оно неверно. Дарвин, до конца дней своих пытавшийся примирить свою теорию со своей верой (а он был набожным христианином), просто не мог утверждать ничего подобного. Но, возможно, именно этой не вполне корректной версии «дарвинизма» следует придерживаться на вступительном экзамене, ибо, если преподаватель уверен, что Дарвин был атеистом и сторонником идей абиогенеза, попытка доказать обратное может дорого обойтись. Все люди, все человеки. Или другой пример: в разделе «Организм человека» фактически опущена тема «Репродуктивная система», и даже в перечне желез внутренней секреции не упоминаются яичники и семенники. Для учебника это, безусловно, упущение. А для пособия? Сложно сказать. В силу ряда особенностей нашей культуры вероятность получить на устном экзамене вопрос по этой теме действительно близка к нулю. «Справочник для поступающих» вообще бессмысленно оценивать теоретически. Критерий тут один: работает – не работает. Поступают – не поступают. Авторы утверждают, что результат положительный. Поверим им на слово, так как в этом году вступительный сезон уже завершился и проверить это утверждение экспериментально – раздать пособие абитуриентам и посмотреть, сколько поступит, – уже все равно невозможно. На сем покончим с пособием и перейдем собственно к учебнику. Вернее, к справочнику для старшеклассников.
В этом качестве издание на редкость своевременно, так как позволяет скомпенсировать главный (и, увы, неизбежный, недостаток школьного курса): «С зоологией и тем более с ботаникой вчерашний школьник знакомился, будучи еще ребенком, и лишь в самых старших классах в курсе общей биологии изучал те биологические дисциплины, которые являются фундаментом всех биологических знаний». Именно этот-то крен данное пособие пытается выровнять. Поэтому самым ценным разделом книги, на мой взгляд, является часть «Разнообразие живой природы». В то время как части «Общая биология» и «Анатомия, физиология и гигиена человека», в сущности, лишь обобщают и незначительно углубляют курс, изложенный в соответствующих школьных учебниках, раздел «Разнообразие живой природы» излагает основы ботаники, зоологии и микробиологии на принципиально ином уровне, чем обычный школьный курс. На том уровне, на котором ими и должен владеть образованный молодой человек начала двадцать первого века. А поскольку во многих приемных комиссиях задают тон именно зоологи и ботаники, то и с прагматической точки зрения это более чем оправдано. В книге много схем и таблиц, что позволяет изложить большой объем материала более последовательно и компактно и делает ее ценным подспорьем для преподавателя-предметника и… не менее ценным образцом для создания шпаргалок не слишком прилежными учениками. Она неплохо иллюстрирована. Правда, только черно-белыми рисунками. Основные формы самоконтроля (подразумевающие, что книга может быть использована как самоучитель) – вопросы для самоконтроля, контрольные тестового типа и рисунки с опущенными подписями.
Единственным существенным недостатком книги, на мой взгляд, является традиционно-неудачное расположение материала, помещающее разделы «Эволюционное учение» и «Основы генетики и селекции» прежде раздела «Разнообразие живой природы», хотя логичнее было бы наоборот – сначала рассмотреть разнообразие, а затем показать, как именно объясняет его эволюционное учение. Иначе ответ оказывается в некотором роде впереди вопроса. Но поскольку сам жанр «Справочника» не подразумевает, что его непременно следует изучать по порядку, то этот недочет легко устраняется в ходе индивидуальных занятий.

Мария КОНДРАТОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru