ЮБИЛЕЙНЫЕ VI
СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Закрытие чтений
Чтения дали возможность сверить курс и
понять, куда движется педагогическое сообщество.
Очень активными были участники, более глубокими
стали выступления, есть что анализировать, а пока
– самые беглые итоги.
На всех трех “круглых столах” отметили два
противоположных мнения: с одной стороны, многие
говорили, как трудно реализовать педагогику
сотрудничества, особенно сейчас, когда
образовательная политика становится более
жесткой. И в то же время появляется все больше
авторских версий педагогики сотрудничества –
люди пытаются выстраивать свои школы,
ориентируясь на эти идеи. У педагогики
сотрудничества растет количество собственников.
Может быть, отсюда и напряжение в дискуссиях.
Одно из центральных понятий, обсуждавшихся на
этих чтениях, – понятие свободы. Были и
декларативные, и банальные, и очень глубокие
высказывания. Эмоциональные и отстраненные.
Очень теоретичные и совершенно приближенные к
тому, что происходит с самим человеком.
Представления о свободе в образовательной среде
начинают занимать ключевое место. Это должно
быть в зоне нашего внимания.
Учитель в своей работе связан с ребенком, с
родителями и с государством. По поводу этих
связей было высказано много суждений. Большая
часть учителей, по крайней мере из тех, кто
участвует в чтениях, настроены
сосредотачиваться на связях с ребенком, в
меньшей степени с родителями и тем более с
государством – здесь нет ни возможностей, ни
механизмов. Это интересная ситуация, мы
постараемся рассказывать о возможных путях
взаимодействия учителя и школы не только с
ребенком, но и с родителями, которые
действительно пока не всегда готовы к
конструктивному сотрудничеству, и с
государством, которое в педагогической
общественности не всегда видит субъект
деятельности, а скорее объект управления.
Интересно, что многие учителя отметили, что
ученик сегодня свободнее учителя. Как к этому
относиться? Может быть, это и хорошо, но сумеет ли
тогда учитель поддержать стремление ребенка к
свободе?
Внушает оптимизм появление молодых голосов в
нашей дискуссии про педагогику сотрудничества.
Вовлекать молодых учителей в эти размышления
очень важно.
Печальное очевидно. К сожалению, зазвучали такие
знакомые из 80-х годов слова: перекрывают
кислород, закручивают гайки... С одной стороны,
есть стремление учителя к свободе, а с другой –
ограничения, о которых много и эмоционально
говорили учителя.
Очевидно желание учителей размышлять о своей
работе. У газеты есть предложение: наш
обозреватель Людмила Рыбина готова приехать в ту
школу, которая захочет продолжить дискуссии о
педагогике сотрудничества в своих стенах, в
своих коллективах, со своими живыми примерами. Мы
не ставим себе задачу подготовить праздничные
репортажи или критические статьи – это не про то.
Помните наши четверговые школы? Мы их еще
называли школами проснувшейся мысли. Пришло
время снова посмотреть на проблемы образования
через призму реальной жизни реальных школ.
Чему-то порадоваться, о чем-то посетовать, а
главное – что-то вместе понять. Пришлем
корреспондента по вашему вызову.
И еще раз об итогах. Вот наш первый вывод:
возможности разворачивания педагогики
сотрудничества как на уровне идей, так и на
уровне практики есть, нас в этом убедили
участники, но и ограничения появляются
серьезные. Анализ этой ситуации – наша общая
дальнейшая задача.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|