Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Информация

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
 

Александр АДАМСКИЙ

Закрытие чтений

Чтения дали возможность сверить курс и понять, куда движется педагогическое сообщество. Очень активными были участники, более глубокими стали выступления, есть что анализировать, а пока – самые беглые итоги.
На всех трех “круглых столах” отметили два противоположных мнения: с одной стороны, многие говорили, как трудно реализовать педагогику сотрудничества, особенно сейчас, когда образовательная политика становится более жесткой. И в то же время появляется все больше авторских версий педагогики сотрудничества – люди пытаются выстраивать свои школы, ориентируясь на эти идеи. У педагогики сотрудничества растет количество собственников. Может быть, отсюда и напряжение в дискуссиях.
Одно из центральных понятий, обсуждавшихся на этих чтениях, – понятие свободы. Были и декларативные, и банальные, и очень глубокие высказывания. Эмоциональные и отстраненные. Очень теоретичные и совершенно приближенные к тому, что происходит с самим человеком.
Представления о свободе в образовательной среде начинают занимать ключевое место. Это должно быть в зоне нашего внимания.
Учитель в своей работе связан с ребенком, с родителями и с государством. По поводу этих связей было высказано много суждений. Большая часть учителей, по крайней мере из тех, кто участвует в чтениях, настроены сосредотачиваться на связях с ребенком, в меньшей степени с родителями и тем более с государством – здесь нет ни возможностей, ни механизмов. Это интересная ситуация, мы постараемся рассказывать о возможных путях взаимодействия учителя и школы не только с ребенком, но и с родителями, которые действительно пока не всегда готовы к конструктивному сотрудничеству, и с государством, которое в педагогической общественности не всегда видит субъект деятельности, а скорее объект управления.
Интересно, что многие учителя отметили, что ученик сегодня свободнее учителя. Как к этому относиться? Может быть, это и хорошо, но сумеет ли тогда учитель поддержать стремление ребенка к свободе?
Внушает оптимизм появление молодых голосов в нашей дискуссии про педагогику сотрудничества. Вовлекать молодых учителей в эти размышления очень важно.
Печальное очевидно. К сожалению, зазвучали такие знакомые из 80-х годов слова: перекрывают кислород, закручивают гайки... С одной стороны, есть стремление учителя к свободе, а с другой – ограничения, о которых много и эмоционально говорили учителя.
Очевидно желание учителей размышлять о своей работе. У газеты есть предложение: наш обозреватель Людмила Рыбина готова приехать в ту школу, которая захочет продолжить дискуссии о педагогике сотрудничества в своих стенах, в своих коллективах, со своими живыми примерами. Мы не ставим себе задачу подготовить праздничные репортажи или критические статьи – это не про то. Помните наши четверговые школы? Мы их еще называли школами проснувшейся мысли. Пришло время снова посмотреть на проблемы образования через призму реальной жизни реальных школ. Чему-то порадоваться, о чем-то посетовать, а главное – что-то вместе понять. Пришлем корреспондента по вашему вызову.
И еще раз об итогах. Вот наш первый вывод: возможности разворачивания педагогики сотрудничества как на уровне идей, так и на уровне практики есть, нас в этом убедили участники, но и ограничения появляются серьезные. Анализ этой ситуации – наша общая дальнейшая задача.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru