Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ОТ УЧЕНИКА К ЛИЧНОСТИ 

Лена НИКИТИНА

«Семья в современном обществе»

Московский Дом учителя. 30 августа. Голубая гостиная 13.45 – 15.15

Лена НИКИТИНА Главная болезнь века – одиночество. А одинокого человека легко сломать и подчинить.
Как извлечь жемчужное зерно из всего, что нас окружает, чтобы подготовить детей, которые идут в этот мир? Что может сделать семья – эта слабая, незащищенная ячейка общества?
А может она очень многое, потому что воспроизводит и пестует в своих недрах любовь и взаимопонимание, которые являются опорой человеческой жизни.
В народе давно уже знали, а теперь и наукой это доказано, что долгожданный, любимый ребенок вырастет добрым и счастливым человеком. И наоборот, те, кто вырастает из нежеланных, нелюбимых детей, впоследствии жестоко мстят окружающим за свое обездоленное детство.
Неумение держать обратную связь с детьми и отслеживать результаты своего воспитания – главное бедствие современных семей. Прислушиваться к детям надо с самого их рождения. Наблюдать, переживать вместе с ребенком, интересоваться его внутренним миром. Мои родители работали с утра до ночи, но мы с братом всегда чувствовали их постоянный интерес к нашей жизни, к нашим переживаниям.
Сейчас появилось очень много родителей, которые увлекаются очень разным развитием своих детей: мол, чем раньше, тем лучше, только бы не упустить время. Да, чем раньше, тем лучше, да, нельзя упускать время, но важно понимать, чему и как учить. И главное – во имя чего.
В нашей семье раннее развитие никогда не было самоцелью, хотя интеллектуально наши дети обгоняли сверстников. Но не потому, что мы следовали каким-то методикам или собственным амбициям, – мы всегда ставили во главу угла интересы и увлечения ребенка, лишь создавая возможности для развития природных способностей.
На одном из родительских собраний я высказала крамольную мысль: все родители озабочены подготовкой детей к школе, а меня всегда раздражало слово “дошкольник”. Как будто мы ведем человека не в жизнь, а в школу.
Ведь не случайно в старину воспитывали и обучали детей именно в семьях – в общей работе, в общей жизни, в общих традициях. Умственное, физическое и эстетическое воспитание составляли единый комплекс.
Даже простые крестьяне знали, что парня до 17 лет из семьи отпускать нельзя. И спорили со Львом Толстым, не желая отдавать детей в школу. На уровне интуиции они понимали: пошлешь в школу – оторвешь от жизни.
Так вот, в нашей семье мы готовили ребят к неподчинению школе.
Много было ошибок, и сейчас ребята предъявляют претензии по этому поводу. Насладившись до школы активным образом жизни, физическими упражнениями, они восприняли школу как тюрьму. И только творческое начало, заложенное в них с детства, помогало им преодолевать школьную рутину. Им было интересно понимать, а не запоминать. Они никогда не стремились иметь отличные отметки по всем предметам, а мы, родители, со своей стороны им такой мысли не внушали, поскольку понимали: требуя от ребенка высокой успеваемости, мы усредняем личность ребенка. А если он с малых лет ощущает себя личностью, он не потерпит несправедливости по отношению к себе и к окружающим.
Если ребенок жалуется, что ему плохо в школе, нельзя вставать на позицию школы и обвинять ребенка. При этом не следует впадать в другую крайность: мол, все плохие, а он один хороший.
Но в любом случае свое отношение к конфликтной ситуации надо строить на полном доверии к ребенку, а для того чтобы доверять, надо его очень хорошо знать.
Где граница между свободой и долгом? Три ключевых слова воспитания: можно, надо и нельзя.
Если свобода не сочетается с великой ответственностью за свои поступки, то она перерастает во вседозволенность.
Самодисциплина – это спасение от очень многих бед в жизни.
И без чувства долга нельзя построить семью.
Тот, кто это осознал с детства на примере собственной большой и дружной семьи, тот воспринимает брак не как кандалы или обузу, а как насущную потребность.
Пушкин, которого многие считали легкомысленным человеком, в одном из своих писем жене писал, что зависимость от жизни семейственной делает нас более нравственными, а зависимость от нужды или от честолюбия – унижает.
Впрочем, до осознания этой истины каждый должен дорасти сам, пройдя свою школу жизни.

Это искреннее и острое выступление никого не оставило равнодушным. Конечно, один из главных вопросов был связан с противостоянием семьи и школы: если школа давит на личность ребенка, если обучение оторвано от жизни, то образовательное учреждение, следуя этой логике, приносит только вред?
“Школа – порождение нынешнего общества, и не пройти ее тоже опасно, – считает Л.Никитина. – Школу надо менять, хотя это процесс длительный. В то же время нельзя передать, передоверить, перепоручить ребенка школе со всеми ее правилами, устоями, отметками. Связь между родителями и детьми важнее любых таблиц и учебников, а семейное воспитание гораздо эффективнее школьного. Недавно слышала выступление одного известного бизнесмена, который решил отдать своего сына в деревенскую школу. Там больше свободы, а значит, у отца будет больше возможностей воспитывать сына в соответствии с собственным пониманием. То есть я не против школы, я против того, чтобы школа раскалывала семью, вторгаясь в отношения между родителями и детьми, заставляя детей жить по своим канонам”.
Слушателей также интересовало, что, по мнению Л.Никитиной, является наиболее важным в семейном воспитании, на что следует обратить особое внимание.
“В современной семье страшно не хватает трудового воспитания, – убеждена Лена Алексеевна. – Чем угодно развлекаем детей, куда угодно с ними ходим и ездим, обеспечиваем спорткомплексами, музыкальными центрами, а трудиться не учим, забывая о том, что везет тому, кто везет. А если труд соединяется с творчеством, тогда можно считать, что человек состоялся. Тогда он станет самостоятельной личностью и никакими ухищрениями его с пути истинного не собьешь. И жизнь после него станет лучше, чем до него”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru