Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ 

Татьяна БАБУШКИНА, преподаватель
Ростов-на-Дону

Искусство создавать возможности

Помню, что манифест, да еще с названием «Человек свободный», был событием неожиданным, но лично для меня вполне органичным.
Как воспитывать детей, когда ушли прежние приоритеты? Важны ли теперь общечеловеческие ценности? И как в этом смысле строить отношения с детьми?
Мне близка мысль Григория Померанца о том, что пространство свободы определяется поступками человека по отношению к кругу людей, которые он образовал вокруг себя. По-моему, это вечная истина.
И еще одна важная мысль. Она принадлежит Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Россия находится на грани оправдания своего существования только благодаря смелости выбора культурных ценностей.
Я вспоминала эти высказывания в прошлом году, перед выступлением на Первом международном конгрессе по детской психиатрии. Показательно, что именно врачи ищут причину социального нездоровья детей. Сейчас говорят: свободный человек – это или человек, которому все дозволено, или попросту больной. И врачу, и педагогу важно профессиональное разрешение вопроса о человеке свободном.
Для меня, представьте, важны каждодневные маленькие нравственные поступки людей, своеобразные поведенческие пустячки. Недавно услышала фразу: молитва к Богу – это просьба об ограничении внутренней свободы для свершения важного нравственного поступка. Мне кажется, настоящих поступков у человека не может быть без соблюдения вот именно поведенческих мелочей.
Мы с ребятами – студентами и маленькими детьми – каждый год выезжаем куда-то. В этом году – в горы. Поехали и взяли с собой несколько деток с ограниченными возможностями. Я все время думала об удивительном эффекте их духовного оздоровления. И пришла к выводу, что тайна этого эффекта кроется именно во внутреннем освобождении человека. Мне кажется, что в каждом, если его с детства поддерживает круг близких людей, образуется устойчивое поле внутренне свободного мира, и это поле в какой-то момент начинает распространяться вокруг. То есть человек, внутренне свободный и поддержанный близкими, может организовать небольшое поле вокруг себя не по законам внешнего мира, а по законам своего собственного, внутреннего. Ведь физиологически свободный человек (вспомните телевизионные передачи «За стеклом»!) и внутренне свободный человек – это не одно и то же. Мне представляется решение проблемы внутренней человеческой свободы в школе как создание человеческого гнезда, где дети и взрослые создают вокруг себя облако возможностей для жизни во внешнем мире по законам внутренним. И даже если это происходит не все время, а периодами, то все равно такая жизнь имеет колоссальный эффект. По выращенному в кругу друзей опыту взаимоотношений малой группы человек выстраивает потом свое отношение к социуму, отыскивая именно гуманистическую картину среди предстающих перед ним иных картин.
...У древних греков была такая обувь: на одной подошве вырезано имя владельца, а на другой написано: «Иду за тобой». Как-то на встрече учителей и студентов в Танаисе мы раздали всем участникам такие шлепанцы. Но на некоторых подошвах была написана еще и такая фраза: «Иди за мной». Выбрав обувь, все должны были собраться и обсудить, что они имели в виду, выбирая себе те или иные башмаки. Ведь слова на подошвах как раз и характеризовали отношение взрослых к свободе ребенка.
Другая сторона медали – ответственность. Наши дети реально ни за что не несут ответственности. И вот именно поэтому можно делать все что угодно, чтобы они были свободными, но – ничего не выйдет. Это ведь тоже настоящая педагогическая задача.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru