Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА 

Вера БЕДЕРХАНОВА,
профессор,
Краснодар

“Мы во многом уже история...”

В эти дни мы оказались свидетелями очень важного периода нашей истории. Периода, когда целая плеяда замечательных учителей старшего поколения становится фактом истории отечественной педагогики.
Может, это и грустно сознавать, но те, кто делал наши первые эвриканские, коммунарские, учительские сборы, сегодня постарели. Да и их постоянные участники тоже, наверное, сделали свое дело. Для нас педагогика сотрудничества была востребована временем и нам необыкновенно дорога. Мы посвящали ей свои жизни, выстрадали и выпестовали ее. Теперь другие времена. И должны появиться новые люди, которые возьмут на себя то, что ценно и значимо именно для них. Думаю, они непременно создадут свою новую, не всегда понятную нам педагогику. Кто знает, возможно, она вовсе не будет похожа на педагогику сотрудничества. Помните у Т.Конниковой? В одной школе учителя и ученики выработали свои правила. Стали по ним жить и были счастливы до поры. Вдруг все это перестало работать. Что случилось? А просто пришли другие люди. Они эти правила не вырабатывали, и жизнь по ним теряла для них всякий смысл.
Так и у нас. Видно невооруженным глазом, что педагогика обновляется. Новые учителя, родители, дети. Придет час, и они создадут свои манифесты, свои правила жизни. И что? Нам надо просто понять, что мы во многом уже история. С теми, кто сегодня встроен в современную педагогическую действительность и видит, чем в этой ситуации заниматься, конечно, все будет в порядке. А кто станет говорить: вспомните, как мы то-то и то-то делали, и делайте так-то, вернее всего превратится в памятник. Наверное, нынешнюю ситуацию нельзя оценивать с точки зрения собственной педагогической биографии. У новых людей биография своя. И наверное, в этом есть пусть горькая для нас, но правда.
А видим ли мы сегодня этих новых людей в педагогике?
Дело в том, что Григориев Добросклоновых сразу не разглядишь. И, может быть, именно нам-то они и не видны, потому что мы со своей точки зрения смотрим. Нам порой кажется, что молодежь делает дело очень наивно. Но ведь и мы когда-то такими казались старшему поколению.
И если мы сегодня не поймем, что надо остановиться, приглядеться к новому, то очень скоро мы начнем тормозить развитие педагогики. А мы ведь этого не хотим! Мы понимаем, что в нашем лице был выращен небольшой, но чрезвычайно важный для человеческого сообщества слой учительства – инновационный. И мы останемся в истории держателями идеологии гуманной педагогики, педагогики развития. Важно, чтобы было сообщество держателей определенных ценностей.
Но нас не так-то много, и нам надо взаимодействовать, ощущать себя живущими.
Вот что откристаллизовалось во мне на VI Соловейчиковских чтениях.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru