Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Новые книги

Г.Л.ИЛЬИН. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (Идея непрерывности). Москва, «Вузовская книга», 2002

Какова бы ни была ваша личная философия образования, если вы даете себе труд продумывать природу образовательного процесса, качество преподавания всегда улучшается.
Г.Л.Ильин особо отмечает, что образование ныне перестало быть только педагогическим процессом, в основе которого лежат отношения учителя и ученика, оно стало жизнедеятельностью, включающей множество иных форм общения, и потому требует иного осмысления.
Трудности, переживаемые отечественной системой образования, не сводятся к таким актуальным нашим проблемам, как поиск новых источников финансирования, демократизация жизни школ и вузов, многообразие форм и методов обучения и т.п. Трудности усугубляются проблемами, стоящими перед всем мировым сообществом, обусловленными общим ходом развития мировой цивилизации.
Вместе с общечеловеческими ценностями, которые мы стремимся усвоить в последнее время, к нам приходят и общечеловеческие проблемы.
Г.Л.Ильин пишет, что появление массового непрерывного образования в мире как способа преодоления возникших социальных и образовательных проблем само породило множество новых проблем и сделало необходимым переосмысление многих фундаментальных педагогических представлений. Само понятие «пед-агог» («ведущий ребенка») стало не вполне уместным при переосмыслении образовательных отношений. Это становится особенно заметным, если проследить историческую эволюцию образовательного процесса от обучения в непосредственном семейном общении (родители – дети) к обучению в школе (учитель – ученик) и далее к обучению – самообразованию (книга – ученик) и, наконец, к обучению во всемирной образовательной Сети (компьютер в системе связи – ученик).
В последнее время обучающиеся все чаще обнаруживают, что наука, которая до сих пор была источником знаний учителя и преподавателя, теряет свой статус ментора, ее ответы часто смутны, неопределенны, противоречивы, что готовых ответов на их вопросы нет, что знания, излагаемые преподавателем, абстрактны, не вписываются в контекст конкретной и быстро меняющейся действительности.
Возникла небывалая ситуация, осознаваемая особенно остро в системах переподготовки и повышения квалификации: основной проблемой образования становится не усвоение огромного и постоянно увеличивающегося объема знаний или хотя бы ориентация в потоке информации, а проблема прямо противоположная – создание, производство, получение знания, которого нет, но потребность в котором назрела.
«История образования, которая изначально существует как история педагогики – педагогов и их учений, история,
в которой описание обучающихся играет роль иллюстрации к тем или иным теоретическим положениям
или практическим рекомендациям, – эта история завершается и сменяется историей самих обучающихся, образовательный процесс персонифицируется в обучающемся», – пишет Г.Л.Ильин. По мере развития форм непрерывного образования в информационном обществе вся социальная жизнь личности приобретает черты образовательного процесса. «Жизнь есть образование, и теория образования есть, в сущности, теория жизни».
В главе «Формирование новой педагогической парадигмы» Г.Л.Ильин пишет, что образование перестает быть способом усвоения готовых и общепризнанных знаний, оно становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми, обмена, который предполагает не только усвоение, но и передачу, генерирование информации в обмен на полученную.
Поэтому существенной особенностью новой педагогической парадигмы является утверждение в качестве основного элемента образовательного процесса наряду со знанием информации.
Автор особо подчеркивает отличие знания от информации. Как он пишет, знания – это проверенный практикой общества результат познания действительности, главные особенности которого – систематичность и непротиворечивость и независимость от желаний и воли людей. А информация – это сведения любого характера, выражающие чаще всего мнение говорящего, иногда сомнительной достоверности и, как правило, несовпадающие или даже противоречащие друг другу. Для оценки этого мнения, его истинности, полезности, достоверности, направленности важно знать или уметь различать: кто говорит, что, кому, где, когда, почему, с какой целью. Переход от знания к информации предполагает отказ от исходного категорического деления высказываний на истинные и ложные и передачу решения этой задачи обучающемуся. Отсюда новая задача образования – обучение работе с информацией.
В главе «Непрерывное образование» Г.Л.Ильин замечает, что стихийное образование можно было бы свести к хорошо известному самообразованию, если бы оно не носило столь массового характера и не было бы так
не похоже на самостоятельное обучение по учебникам. Его отличает от самообразования не столько обучение не по учебникам, сколько отсутствие готовых, систематизированных знаний, в которых есть потребность. Речь идет о способе жизнедеятельности человека в информационной среде, в которой знания о мире, получаемые в школе, вытесняются, ставятся под сомнение или опровергаются информацией, поступающей из других источников. Следует говорить об образовании, не просто отличающемся от школьного, но часто противодействующем ему.
В главе «Взаимное обучение как способ получения новых знаний» автор пишет, что новая образовательная парадигма требует внедрения новых педагогических технологий: алогического мозгового штурма и деловых игр. Новые технологии не являются конкурирующими по отношению к традиционным, предполагающим получение готовых знаний. Это дополняющие и компенсирующие технологии обучения новым способам мышления, способам поиска и получения новых знаний.
Касаясь актуальной проблемы гуманизации и гуманитаризации образования, автор пишет о том, что, понимая российские причины обращения к идее гуманизации образования (дискредитация существовавшей общественной идеологии и социальной политики, отказ от воспитания граждан – «винтиков» государственной машины и т.п.), нельзя забывать об опасностях перегибов: однобокой подготовки гуманитариев, ничего не сведущих в естественных науках, реанимации давно отживших институтов «благородных девиц» и «благородных вьюношей», классических лицеев. Необходимо различать гуманизацию как педагогический принцип и как государственную политику. Ведь единый идеал «работника коммунистического общества», который прежде культивировала единая государственная школа, может смениться таким же единым для всех идеалом автономной самоопределяющейся личности. Это, по мнению автора, ведет как к развалу государства, так и к развалу общества, которое атомизируется и распадается даже не на отдельные социальные группы, а на одинокие личности, что чревато полным социально-культурным хаосом.
В «Заключении» Г.Л.Ильин пишет, что «изменения, внесенные в мир человеком, настолько его усложнили, что разобраться в них и упорядочить способен только он сам, не надеясь на богов и на то, что все само собой образуется. Нужны решения, предполагающие новое отношение к миру, а соответствующее таким решениям образование обеспечит не только выживание общества, но и дальнейшее его развитие».

Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru