Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

“Ковчег” и уроки его плаваний

Педагогика сотрудничества, еще десять лет назад считавшаяся экзотикой, теперь все увереннее осваивается учителями России. Однако многие педагоги, вставшие на позиции уважения личности и свободы ребенка, не всегда могут отчетливо воплотить эти безусловно прогрессивные идеи в классе. Потому что, кроме любви к ребенку и готовности с ним сотрудничать, нужно знать, как это сделать. О своем опыте рассказывает директор лицея “Ковчег XXI” Рустам Курбатов.

Каждая из экспериментальных и инновационных школ пытается найти свои решения, методом проб и ошибок нащупывает технологию педагогического взаимодействия учителя и ученика. Мы в этих поисках не ограничиваемся пространством класса или школы, ибо то, что невозможно или трудно достижимо на уроке, естественно происходит в походах или в поездках по стране. Поэтому мы непременно каждый год вывозим учеников в небольшие старинные города. И не просто для отдыха и усвоения некоторых исторических сведений. Для этого, конечно, тоже, но главный педагогический смысл поездок в ином.

Меня, как и многих детей в школьном возрасте, родители возили по городам России. Будучи отличником, я добросовестно ходил за экскурсоводом и по прошествии нескольких часов начинал думать примерно так: “Еще одна церковь... Сколько же можно? Неужели взрослые могут получать от этого удовольствие!” С другой стороны, большая часть взрослых, как я понимаю уже теперь, забегает в церковь, монастырь, древний Кремль по пути из ресторана в магазин сувениров. И, проталкиваясь поближе к экскурсоводу, скользя пресыщенным равнодушным взглядом по древним стенам, не принимает близко к сердцу ни-че-го из увиденного и услышанного.
Я считаю очень важным, состоится ли встреча ребенка с культурой во время нашей поездки. Ведь если дети тихо слушают экскурсовода и старательно записывают, не значит, что ребятам действительно нравится то, что им предлагают осмотреть. А нам бы хотелось, чтобы ходить по городу, рассматривать, рассказывать о впечатлениях по-настоящему нравилось, так же как детям нравится играть, строить снежный городок, мастерить и общаться с друзьями.
Тогда через десяток – другой лет наши ученики, став взрослыми, не уподобятся большинству туристов, отстраненно скользящих взглядом по очередным развалинам и куполам.

О том, как должна происходить встреча ребенка с архитектурой и историей российских городов, я впервые задумался лет пять назад, когда экскурсовод озадачил вопросом: что мы считаем для детей более важным – запоминание цифр, фактов и имен или эмоциональное восприятие тех событий и мест, о которых пойдет речь?
Сейчас я убежден, что взрослый и ребенок по-разному видят, слышат, чувствуют, думают. И говоря с ребенком, мы прежде всего должны обращаться к его чувствам, эмоциям, а не к разуму и логике. С точки зрения большинства взрослых, образовательная ценность занятия заключается в усвоенных исторических сведениях и выводах. То, что ребенок пережил и почувствовал, для традиционной школы не имеет большого значения.
Ребенка испокон веку водили в театр, музей, на выставку. У ведомого изначально пассивная позиция, а мы хотели бы сделать ее активной.
Таким образом, сложились постепенно две основные педагогические установки для поездок: во-первых, ребенок должен быть свободен и активен, во-вторых, все происходящее на экскурсиях адресовано в первую очередь к эмоциональной, а не логической сфере детского сознания.

На кончике пера
Одним из главных способов постижения, впитывания культуры в поездках стало рисование. В любую погоду и в любое время года ребята рисуют, выходя в город. Для чего? Прежде всего появляется необходимость всмотреться в очертания и пропорции, в архитектурные детали каждого храма. А потом появляется возможность выразить свое впечатление, отношение не словами, что нелегко для ребенка, а рисунком. И, перенося контур храма на лист бумаги, еще раз почувствовать его гармонию и красоту. Рисование – прямой путь от руки к сердцу.
Потрепанные учебники
или стертые подошвы?
Кроме рисования в детях велика потребность осваивать окружающий мир на ощупь, на вкус, трогать, нюхать, вслушиваться – одним словом, использовать все пять органов чувств. Наверное поэтому ребята так любят трогать экспонаты в музеях, приводя в ужас бабушек-смотрительниц.
И мы даем возможность детям вволю походить по незнакомому городу, насмотреться, подышать его воздухом, прикоснуться к древности не в переносном, а в самом прямом смысле.
Узкая темная лестница колокольни, прохладная шершавая стена, внезапный густой звук колокола над головой – все это создает впечатление, не сравнимое с тем, что сложится после многочасовой экскурсии типа посмотрите направо, посмотрите налево. Телесная память, хорошо и вовремя развитая способность чувствовать позволят человеку в соответствующий период жизни легко перейти к интеллектуальным способам исследования мира.
Если мы и в поездке хотим оставаться на позиции педагогики сотрудничества, нужно научиться говорить на детском языке – языке эмоций, образов и сильных впечатлений. Ребенка не стоит слишком рано побуждать мыслить логически: каждый возраст нужно проживать в свое время.
И, продумывая программу поездки, мы учитываем, что ребята в младшей и средней школе думают сердцем и воспринимают мир на ощупь.

Результат работы не должен покоиться в мусорной корзине
Самый трудный из всех возрастов – подростковый. И для самого школьника, и для окружающих. Думаю, многие согласятся с тем, что с пятого по девятый класс дети ничего не хотят, особенно учиться, и никому не понятно, что с ними делать. Мы предполагаем, причина в том, что в средней школе ученики уже перестают подчиняться старшим, как малыши, и еще не осознают, что учиться им нужно для последующего приобретения профессии, как понимают это выпускники.
И если мы не приемлем насилия над подростком, чтобы заставить его учиться, значит, нужно найти причину, которая побуждала бы его учиться по собственной воле. Если малыши любят играть, то что любят подростки? Ради чего они охотно ходили бы в школу?
Мы предположили, что одна из основных ценностей этого возраста – общение. И еще детям от десяти до четырнадцати лет необходимо видеть материальный результат своего труда. То есть учиться они будут не ради контрольной, а чтобы сделать что-то важное и интересное.
Каким же может быть материальный результат поездки? Можно снять видеофильм или издать журнал, составленный из ребячьих текстов.
Целая полка школьной библиотеки заставлена видеокассетами: фильм о поездке неизменно хотят снимать все. А кто отказывается, тот, как показывает опыт, хочет больше всех, только стесняется. Как только объявлена цель – съемки фильма, – заставлять никого не приходится.
Есть несколько условий. О наиболее интересных местах города перед камерой рассказывают сами ребята, но не по бумажке, а вспоминая услышанный накануне (что довольно сложно) или за несколько минут до этого рассказ экскурсовода. Думаю, не надо объяснять, насколько внимательнее, чем на обычной экскурсии, его слушают.
Если же ребенок пишет текст для журнала, естественно, он понимает, что написать нужно грамотно. Главное, чтобы приобретение знаний имело вполне определенный, понятный для ребенка практический смысл. Из этого и возникла идея журнала “Сады лицея”.

В расписании уроков – путешествие
Поездки для нас и для детей – такая же часть образования, как и уроки. Может быть, даже более значительная: там можно предоставить ребятам большую свободу, чем в школе. Во время учебного года взаимоотношения ученика и учителя в немалой степени определяют обязательные образовательные стандарты, а в поездке мы можем отдать приоритет мышлению, а не знаниям. Чтобы ребенок не усваивал готовые знания, а учился мыслить и получал от этого удовольствие. Такой подход к ценностям образования полезен и учителям: ведь во взрослом мире зачастую образованным считается человек, запомнивший массу фактов, сведений, понятий – чем больше, тем лучше.
Для того чтобы были реализованы принципы свободы и самостоятельного мышления, поездку нужно организовывать особым образом.
Прежде всего мы вывозим разновозрастные группы. Этот вариант пришел мне в голову после одной поездки. Я сидел на последнем сиденье в автобусе, а передо мной двое мальчишек – постарше и помладше – обменивались репликами о чем-то школьном. Старший объяснял, а младший слушал просто раскрыв рот – учитель может только мечтать о том, чтобы его так слушали. Я уверен, что услышанное от старшего приятеля запоминается гораздо лучше, чем произнесенное на уроке учителем.
Работа в разновозрастной группе одинаково полезна и для старших – они становятся терпимее, преодолевают свои комплексы, – и для младших, которые чувствуют свой вклад в работу группы.
Какова же роль взрослого при этом? Он должен в меру своих способностей организовывать общение внутри разновозрастных групп, помогать налаживать связи между детьми. И если эта работа проделана хорошо, учителю там делать больше нечего.
Группа получает в начале дня задание и самостоятельно уходит бродить по городу. Маршрут, распределение ролей в группе определяют сами ребята, взрослые не вмешиваются. Особенно хороши для таких походов небольшие старые города, такие как Ростов. В нем нельзя потеряться или заблудиться.
Результатом работы группы за день могут быть рисунки, рассказы о какой-то интересной части города, которые потом будут включены в журнал или использованы в видеофильме.
Во время традиционной экскурсии группа слушателей и экскурсовод, по сути дела, повторяют ситуацию в классе: ученики и учитель, транслирующий знания. Мы предлагаем отказаться от этой схемы. Френе писал, что взрослый должен говорить в классе как можно меньше. Экскурсовод не перегружает ребят сведениями и фактами, а они слушают его, понимая, что понять и запомнить услышанное необходимо для выполнения группового задания.

Точки удивления
Выбор задания не случаен. Оно вырастает из вопросов самих детей.
Обычно вопрос “почему?” ребенок задает взрослым до семи лет. В школе детским вопросам, как правило, нет места: “почему?” само по себе, программа сама по себе. Мы хотели бы вернуть детские вопросы в образование и даже строить на них программу. На первый взгляд она покажется не строгой и хаотичной, зато логичной и интересной для каждого ученика. Это была бы совсем другая школа.
Педагоги лицея считают, что умение задавать вопросы может быть даже более важно, чем умение на них отвечать. Момент, с которого начинается познание, В.Библер называл точкой удивления.
Педагоги, работающие по системе Френе, рассказывали мне, что обычные учителя ведут детей на ферму и заранее дают им вопросы, на которые нужно ответить. А в школе Френе никаких вопросов детям не задают, а ждут вопросов от них. Услышав об этом впервые, я очень удивился. И понял, что нужно не требовать от ребенка ответов, а ожидать вопросов. И если он, придя на ферму, ничему не удивился, ни о чем не спросил, значит, просто еще не дорос, нужно терпеливо подождать, когда это случится. Потому что если нет вопроса – значит, нет основы для понимания.
Это нужно учитывать во время экскурсий. Мы не сообщаем детям готовых выводов. На традиционных экскурсиях часто можно услышать: “Обратите внимание, как этот храм отличается от остальных...” Да ничем он для непосвященного зрителя не отличается! Нужно, чтобы они сами увидели отличие и спросили о причине.

Рустам КУРБАТОВ
Записала Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru