ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Зачем мы идем учиться?
У каждого педагога, решившего пойти на
курсы
повышения квалификации, – свой мотив
Начало сентября. Время, когда
садятся за парты школьники, студенты и... учителя.
Не так уж часто, раз в пять лет, каждый учитель
становится учеником, приезжая на курсы повышения
квалификации. Как он чувствует себя за партой,
действительно ли образование с возрастом дается
все труднее – давайте посмотрим на себя со
стороны. Не исключено, что, выполняя домашние
задания, участвуя в семинарах, сдавая зачеты, мы
становимся удивительно похожими на своих
учеников.
Исследования показывают, что взрослые
люди учатся принципиально не хуже, чем дети и
подростки. Тезис о “кривой максимального
подъема в юности”, гласящий, что люди в юношеском
возрасте достигают максимума своих способностей
к обучению, а затем с годами постепенно
утрачивают их, несостоятелен. Готовность и
способности к обучению у взрослых зависят скорее
от продолжительности и качества полученного
ранее образования и от профессионального опыта.
Педагоги намного охотнее, чем дети и подростки,
учатся на добровольной основе, если им
предоставлена свобода выбора образовательных
курсов. Далеко не все дети готовы учиться ради
самой учебы, а взрослые еще меньше склонны или не
готовы вообще учиться ради далекого будущего:
они хотят и должны видеть прямую связь
предлагаемых знаний, приемов и технологий с их
профессиональной или личной жизнью, знать, что
это важно для них.
Учителя, имеющие опыт профессиональной работы,
еще меньше, чем школьники, хотят, чтобы их
рассматривали и обращались с ними как с
“объектами учебной деятельности”. Охотнее
включаются в образовательный процесс, если им
предоставляется возможность принимать активное
участие в его организации, обсуждать волнующие
их вопросы и проблемы, делиться с другими своими
знаниями и опытом.
По сравнению со студенческой группой или
школьным классом группы педагогов, проходящих
повышение квалификации, зачастую более
разнородны по многим показателям, в том числе и
по возрасту. Для обучения наиболее важно, что
каждый взрослый имеет сложившийся стиль учебной
деятельности, свою учебную стратегию. Из-за того,
что у взрослых выработанные стили овладения
новыми знаниями довольно устойчивы, в процессе
обучения возможны столкновения с
преподавателями, если они не используют
достаточно широкий диапазон учебных стратегий,
форм организации совместной работы и
социального общения.
Явные и скрытые потребности
Как образовательные интересы и возможности, так
и творческие способности каждого учителя в
значительной степени зависят от его
потребностей. Опытные учителя знают, что если
учитывать мнения, интересы, потребности детей,
обучение становится гораздо более комфортным и
эффективным. То же самое говорят и преподаватели
институтов повышения квалификации: подробное и
детальное рассмотрение потребностей слушателей
может пролить свет на причины возникновения
некоторых конфликтных ситуаций и негативных
реакций во время повышения квалификации. Это
особенно справедливо, если наряду с
осознаваемыми (явными) потребностями
учитываются и полуосознаваемые или
неосознаваемые (скрытые) потребности.
Осознаваемые (явные) потребности могут быть
высказаны в форме пожеланий и ожиданий. Как
правило, слушатели высказывают пожелания по
поводу получения информации и практических
рекомендаций для решения профессиональных
педагогических задач. То есть можно говорить о
потребностях в информации о новых
педагогических знаниях и технологиях.
Вместе с тем пожелания по поводу организации
коллективных дискуссий и профессионально
насыщенного общения высказываются слушателями
реже. Так, формулировки типа “Я хотел бы
поделиться собственным опытом” или “Я хотел бы
знать, обстоят ли дела у других так же, как у меня,
или нет” при опросах встречаются редко. Эту
потребность можно назвать полуосознаваемой.
Потому что, по мнению опытных практических
работников системы повышения квалификации
учителей, потребности слушателей в социальных
контактах, профессиональном общении и
самоутверждении очень высоки.
Скрытыми (неосознаваемыми) чаще всего
оказываются потребности в эмансипации (автономии)
в смысле дальнейшего саморазвития и преодоления
комплексов и страхов и потребности в компенсации.
Желание компенсировать неудовлетворенные
потребности на курсах повышения квалификации
очень велико. Многие учителя ощущают острую
потребность изжить накопившиеся за время работы
проблемы. Функция, которую в связи с этим
приходится выполнять семинарам на курсах, та же,
что и у “стены плача”.
Мотивация и стиль поведения
Слушателями курсов чаще всего бывают
предметники и школьные управленцы, имеющие
высшее педагогическое образование и опыт
профессиональной работы. Они привыкли работать
предельно самостоятельно и умеют выполнять
сложные задачи.
Как правило, они проявляют серьезный интерес к
усовершенствованию своего профессионального
мастерства и имеют постоянную, присущую им в силу
специфики педагогической деятельности
мотивационную готовность учиться как личностное
качество.
Помимо этого учителя стремятся овладеть
навыками социального общения, развить у себя
такие качества, как эмпатия и толерантность, и
выработать механизмы личностной рефлексии и
беспристрастного наблюдения своего
функционально-ролевого поведения (“дистанцирования
от собственной роли”). Специалисты в области
образования взрослых отмечают, что учителя
достаточно компетентны, чтобы решать встающие
перед ними проблемы, и обладают значительным
творческим потенциалом. Наиболее полно он
раскрывается только в том случае, если обучение
направлено на привлечение слушателей, во-первых,
к деятельному участию в процессе собственного
профессионального роста и, во-вторых, к
самоорганизации образовательной деятельности
на семинарах.
Профессиональные навыки,
стереотипы мышления и оценки
Взгляды учителя на школьную действительность и
должностные обязанности, суждения о них со
временем невольно становятся стереотипами и
“субъективными теориями, установками”. Такие
“стереотипы мышления и оценки” и “внутренние
установки” выявляются в восприятии учителями
школы, в их оценках подрастающего поколения и
собственной роли в образовании.
Опыт работы в школе, с одной стороны, является
основой конструктивного решения проблем
школьной жизни. Но с другой стороны,
рутинизированные педагогические действия могут
представлять из себя проблему для обучения, если
они становятся закоснелыми и вырабатывают
иммунитет к новшествам. Тогда инновации начинают
восприниматься учителем как не соответствующие
содержанию его профессиональной деятельности и
противоречащие образу его “я”.
Как в школьном образовании, так и в обучении
педагогов важно не только использовать уже
имеющиеся у слушателей умения и навыки, но и
предоставлять им возможность облечь в слова свои
представления о профессиональной картине мира и
дать им оценку. Только так может быть открыта
“уточняющая, проектируюшая и изменяющая
деятельность учителя перспектива”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|