Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2002

Информация

Не юбилей, а праздник,
которому исполнилось 10 лет!

Первый в нашей газетной жизни юбилей прошел! Пусть слово «юбилей» ассоциируется с чем-то занудным и обязательным – мы постарались сделать все, чтобы это был не итог десятилетней жизни, а настоящий праздник. Никаких воспоминаний, только вперед! И может быть, поэтому наш праздник праздновала вся Москва: в небе над столицей самолетами разгоняли тучи, на улицах перекрывали движение, по площадям бродили разноцветные толпы, звучала музыка… Конечно, первое сентября на сей раз совпало с Днем города, но разве подобные совпадения случаются просто так?

А началось все за два дня до первого сентября, когда открылись VI Соловейчиковские чтения. И они стали действительно юбилейными, потому что были посвящены самым важным для нас темам. Мы говорили о знании и достоинстве, о свободе и ответственности, о воспитании и доверии, о самых глубоких проблемах и противоречиях школы. Дискуссии возникали внезапно, получали неожиданные повороты. И случалось, выступающий предупреждал: “Это пришло мне в голову только что и еще не облеклось в слова, могу нечетко формулировать!”
Не педагогику сотрудничества, а понимание такой педагогики предложил обсуждать Александр Адамский. На реплику из зала: “Сделать бы это государственной программой!” – ответил: “Как получим педагогику сотрудничества как госпрограмму, тут-то она и кончится!”
В диалоге с собравшимися Лена Алексеевна Никитина спросила:
– Какая у нас главная болезнь века?
– СПИД. Наркомания, – посыпались ответы.
– Нет, – печально сказала Лена Алексеевна. – Главная болезнь века – одиночество.
На семинаре у Людмилы Долговой “Свобода смысла” неожиданно речь зашла о совершенно противоположном, о несвободе учителя, которая возникла в связи с тем, что в школу пришли уже совсем другие, “генетически” вольные дети. И как-то сама собой сорганизовалась беседа о конфликте свободы и анархии.
А в соседней аудитории Виктор Шаталов грамотно отработанными речевыми формами, поставленным певческим голосом, с эффектными интонациями, говорил: “Не надо думать, что какие-то педагоги особые, а мы нет. Мы сирые, от администрации отбоярились, тетрадки проверили, поурочный план написали, до пенсионной книжки дотянули. Это неправда, дети мои! Имею право называть вас детьми”. И дальше, громко и убежденно: “Не экспериментирующего учителя в природе не существует! Это лемма – базовая теорема!”
Василий Кольченко прилетел из Америки на несколько дней в перерыве между двумя курсами лекций специально для участия в чтениях. Тема “Личностная педагогика в США” собрала немалую аудиторию – проблема дистанционного обучения интересна многим. Тексты лекций – на экране, и ты, сидя дома, участвуешь в виртуальном семинаре, задаешь вопросы учителю, сдаешь зачеты. И все же Кольченко считает, что Интернет не заменит традиционное образование, общение с педагогом “глаза в глаза”. А плюс дистанционного обучения в том, что родитель может помогать ребенку, прочитав предлагаемый план урока, освежив собственные школьные знания. Тут же на экране даются советы учителя по теме, рекомендуемая литература и пособия.
А если еще на секундочку заглянуть к Долговой, можно узнать результаты исследования психологов: “Если ребенку позволить сидеть как хочет или, к примеру, подпрыгивать, он лучше проходит тестирование”. И зал подтверждает: “Правда-правда, дрыгая руками, отвечают лучше!”
Когда перемещаешься по аудиториям, пытаясь объять необъятное, неизбежно что-то упускаешь, иногда и важное. Зато западают мелочи, на которые не обратил бы внимания, присутствуя на полной лекции.
Что подтверждает Александр Лобок: “Реальное образование сплетается из нелепостей. Из неуспешных ситуаций складывается успех!”
А Артем Соловейчик рассказывает свои детские сны про школу, где англичанка подсказывает правильный ответ, пока ученик танцует у нее на столе. К чему бы такой сон? А к тому, что стандарт может быть и самый умный, и самый лучший, а все равно найдется хоть один ребенок, который не будет ему соответствовать!
Два дня, такие насыщенные, такие короткие…

Все мы стремимся на наш всероссийский слет (Архангельск, Тюмень, Екатеринбург, Иваново, Краснодарский и Приморский края, Питер, Дальний Восток), намереваясь получить универсальные ответы на свои не всегда конкретные вопросы. И как обычно, понимаем, что такого ответа не бывает. Потому что педагогика – процесс движущийся. Как река, которая может пересыхать и разливаться, устраивать тайные омуты и мели и внезапно для самой себя менять русло.

А на третий день грянул наш праздник, и он был таким же непредсказуемым и спонтанным, как вольная река. Он проходил в самом большом детском театре, символ которого – старинная «Синяя птица» Метерлинка – стал в этот вечер и нашим символом. На освещенной разноцветными огнями сцене мы вместе с детьми отправилась на поиски своей «Синей птицы», своей ускользающей мечты, и взяли с собой в дорогу все школьные предметы – все газеты Издательского дома «Первое сентября». Мы не знали в этот вечер, что у нас получится, куда заведут нас поиски, как не знали этого и десять лет назад, когда «Первое сентября» только появилось на свет. В спектакле, который вел Артем Соловейчик, под вечную музыку и мгновенные импровизации, под смех и аплодисменты рождалось не чувство юбилея, не ощущение великих заслуг и достижений, а настроение праздника. То самое настроение, которым мы дорожим больше всего на свете и которое стараемся дарить вам каждый день!
В этот вечер мы чествовали тех, без кого, наверное, не смогли бы отправиться в дорогу, тех, без кого невозможен был бы путь к новой школе: Софью Николаевну Лысенкову, Шалву Александровича Амонашвили, Виктора Федоровича Шаталова и всех, чьи подписи стояли в далеком 1986 году под знаменитым переделкинским манифестом «Педагогика сотрудничества».
Путь длиною в долгие годы… Что мы обрели на этом пути? Каждый, наверное, ответит по-своему. Тем более что любой итог – лишь начало новой дороги!
...А когда на город опустились сумерки, наш праздник словно расплескался по улицам и площадям Москвы. Над городом взлетали салюты и фейерверки.
И не хотелось расставаться.
И договаривались о новых встречах.
И строились новые планы.
И начинался новый учебный год.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru