Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА-ПАРК 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Концепция Милослава Балабана

Первый раз концепция Милослава Балабана была опубликована в нашей газете ровно десять лет назад – в 1992 году (№ 24 от 26 ноября). И рядом – колонка редактора, Симона Соловейчика, полная надежд и сомнений.

Вот испытание – и личное, и общественное, и газетное, и педагогическое.
Вопрос: как оценить идеи ученого? Что это – просто рассуждения или выдающаяся работа, которая навсегда оставит след в педагогике?
Хорошо бы, конечно, посоветоваться.
Увы, не с кем. В стране сейчас нет ни одного ученого-педагога, чье слово могло быть достаточно авторитетным. Заранее можно предвидеть: скажут, что это утопия; что это уже было. Пожмут плечами: зачем это? И еще тысяча отговорок найдется...
Мы все страдаем: нет педагогической науки, нет науки... А может быть, вот она? Может быть, это и есть педагогическая наука?
Здесь все признаки науки, и первый – смелость мысли. Она, можно сказать, безоглядна. Критике подвергаются самые, казалось бы, незыблемые основы школьного дела и учения. Мы ведь все больше по верхам, мы все ищем способы залатать прорехи, но надо же когда-нибудь попытаться понять, откуда идут те недостатки, с которыми все борются десятилетиями и столетиями.
Понять. Попытаться понять. Представить себе.
М.Балабан не зовет закрывать школы и начинать новую педагогическую революцию. И мы после публикаций не начнем пылкую борьбу за парк-школу против класс-школы. Работа педагога сама сделает свое дело – позволит многое понять.
Дадим человеку возможность сказать его слово, а там пусть будет, что будет. Вреда, во всяком случае, не предвидится. Разве что только для газеты, которая может показаться некоторым читателям скучной.
Признаться, я не первый раз в жизни испытываю такие сомнения. В ночь, когда была написана статья о Василии Александровиче Сухомлинском (1969 г.), в которой было сказано, что его имя будут знать все культурные люди, – в ту ночь я не спал ни минуты. Прав ли я? Не осмеют ли? Не слишком ли решительно пишу и поступаю?
Увы! Правота в одном случае не обещает такой же правоты и со всеми другими именами.
Но какое замечательное приключение духа – самому выносить оценку в ту пору, когда еще не к кому присоединиться!
Публикуя работу М.Балабана, мы предоставляем читателю эту уникальную возможность. Никто не знает, что перед вами. Никчемное? Гениальное? Надо решиться оценить самому...
Однако не торопитесь. Первые страницы могут вызвать и раздражение. Мы все не любим слишком храбрых реформаторов – научены. Слово «стабильность» сегодня встречается так же часто, как прежде звучало слово «перемена».
Да, конечно, сегодня не время ломать – наломали, наломались.
Но мысль не должна стоять. Но в мыслях не должно быть застоя.
Вчитаемся в предлагаемую работу, сдержим предубеждение, попытаемся отдаться на волю автора, чтобы понять его.
Кто знает, читатель, кто знает... А вдруг мы с вами – первочитатели и через много лет будем вспоминать этот номер газеты?
Всегда надеюсь на чудо.

С.СОЛОВЕЙЧИК
1992 г.

Милослав Балабан предлагал отменить святая святых современной педагогики – всю систему уроков и программ, вернуть детям их право свободно выбирать себе занятия. По его мнению, этот простой шаг – открытие дверей классов – приведет к саморазвитию новой школы, дающей возможность развиваться каждому ребенку, каждой индивидуальности. Прошло четыре года. В 1996 году были открыты два эксперимента по этой концепции: в Москве и Екатеринбурге. Тогда же публикация была повторена, и... наступило затишье. Новые школы с таким названием не открывались, переворота в педагогической науке не наступило. Более того, многие ученые, занимающиеся проблемами образования, даже слыхом не слыхивали об идеях Балабана: ведь ни одной книги на русском языке научный мир так и не увидел вплоть до конца 2001 года. Однако за это время в педагогической науке как-то совершенно незаметно укоренились понятия – классно-урочное и неклассно-урочное образование.
Совсем недавно ситуация вдруг стала изменяться. Вышла книга “Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков” (Москва, “Первое сентября”, 2001 г.). Некоторые школы и образовательные учреждения не только заинтересовались идеей Милослава Балабана, но и начинают делать первые шаги в этом направлении: открыт “парк” в общеобразовательной школе № 2 в г. Великие Луки (директор школы и лидер эксперимента Станислав Сергеевич Стулов, мы писали о его работе); в Бурятии, в общеобразовательной школе на станции Горхон Заиграевского района (автор проекта Тамара Семеновна Пакулова).
Многие школы открывают похожие структуры: открытые учебные занятия во вторую смену; заменяют уроки проектной работой, открывают занятия на базе школьных музеев, научных обществ. Правда, называют свою работу по-разному, но, пожалуй, не так уж и важно, как назвать! Главное, чтобы все получилось, не сорвалось! Думается, эти десять лет были своеобразным инкубационным периодом в развитии парк-школ: люди думали, осмысливали, наблюдали за теми, кто уже осмелился, попробовал построить в своих школах парковые образовательные модели, пусть даже с небольшими группами ребят.
Итак, к чему пришли на сегодняшний момент те, кто уже несколько лет работал в рамках этой концепции?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"