Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ЧЕТВЕРГОВЫЕ ШКОЛЫ 

Москва, Волоколамское шоссе. Школа «Муми-тролль»

«Универсальность предмета позволяет самым гибким образом приспособить его к конкретным условиям класса. Задача не в том, чтобы внушить всем стандартный набор знаний – пусть каждый выберет свое, перед каждым откроется множество тропинок, между которыми человек будет учиться выбирать наиболее подходящую».

А.РУСАКОВ.
В логове муми-троллей.
«Первое сентября»
№ 6, 1993 год

«Муми-тролль» – одна из старейших негосударственных школ Москвы. До этого в ней был частный детский сад. Дети подросли, а сад преобразовали в школу. Возможно, стороннему наблюдателю школьная обстановка покажется слегка экстравагантной. «Пришла я в «Муми-тролль» на собеседование, – рассказывает Алена Торшина.
– Думаю: что за странная школа? Находится в обычном подъезде, внутри, как в подвале, все обшарпано (эти сведения уже устарели. – Авт.), на стенах Муми-тролли да Снусмумрики». Смотрю, идет девочка и говорит: «Ребята, я пойду с вами мячик погоняю». Вдруг эта девочка оказалась преподавателем математики.
По муми-тролльскому мнению, лучше такая экстравагантность, чем иная обыкновенность. Здесь практически не бывает драк и ругани, редко увидишь злое или недовольное лицо, услышишь взвинченные интонации. С другой стороны, и дело делается: школьники берут призы на олимпиадах по английскому языку, успешно сдают экзамены в экстернате, выпускники поступают в избранные вузы – МГУ, РГГУ, Медицинскую академию, МГИМО.
Одна из главных забот нашей школы – сохранение домашней, уютной, дружественной атмосферы, говорят учителя, чтобы дети с различными характерами и способностями ладили, чувствовали себя уверенно и уютно. Как в большой хорошей семье.
Школа маленькая – одиннадцать классов по 10 –15 человек в каждом, плата за обучение невысокая, а посему много вкладывать в «материальную базу» не удается. Конечно же стены уже не обшарпанные, но ни бассейна, ни компьютерного класса, ни спортивных тренажеров, ни ковров на полах, ни даже обоев в полосочку.
Школа выросла, и домашнюю атмосферу сохранять все труднее. Что возможно для двадцати человек, невозможно для двухсот. Хорошо известная дилемма: дать очень много воли – дети «на голову сядут», «гайки закручивать» – поскучнеют, а те, кто почувствительнее, – испугаются или взбунтуются, возникнет «полоса отчуждения», да и учителю не хочется играть роль цербера. На узкой полосе между непродуктивной вольницей и суровостью и действует школьный коллектив. “Благодаря «Муми-троллю» я поняла, что в школе может быть хорошо, комфортно, интересно, о чем раньше даже и не подозревала”, – говорит теперь уже выпускница Алена.
Особое место в жизни школы занимает ежегодная игра, также придуманная нашими психологами. На время игры (2–3 дня) сокращается учебная нагрузка и создается своеобразное игровое пространство – «Страна Мумитроллия». Каждый играющий выбирает себе одну из предусмотренных организаторами ролей, а ведущими задаются игровые ситуации, разрабатывается сценарий и определяются основные события. Сюжеты игры меняются каждый раз и зависят от того, какая ситуация в школе в данный момент, каковы сегодняшние проблемы и затруднения детей, какой социальный опыт у них уже есть, а какой им хорошо было бы получить.
Психологи и учителя координируют ход событий, организуют обсуждение происходящего. Игра – это не только полезно, но прежде всего весело. А это чрезвычайно важно в школьной жизни.
С первого класса уроки ведут учителя-предметники с высшим специальным образованием. Это дает возможность с самого начала построить единый согласованный курс по каждому предмету с 1 по 11 класс. В то же время ясно, что в начальной школе детям нужен человек, который бы отвечал за класс в целом, помогал и ребятам, и родителям, следил за учебой и порядком, одевал на прогулку, кормил обедом, разбирал ссоры и устраивал праздники. Эту работу выполняют воспитатели. Воспитатель принимает первый класс и прощается с ним в конце пятого.
Программы начальной школы основаны на базовом компоненте, но ряд предметов изучается углубленно по разработкам учителей и методистов.
Ученики средней школы изучают окаменелости Гжельского яруса под руководством палеонтологов из городской станции юннатов, проходят летнюю практику на Звенигородской биологической станции МГУ. Школа вообще старается связать учебу с действительной жизнью современной науки. Школьники десятого класса, избравшие ту или иную специализацию, в обязательном порядке пишут курсовые работы. Курсовая должна включать в себя элемент оригинальной исследовательской работы, пишется под руководством сотрудника какого-либо научного учреждения или вуза (МГУ, РГГУ, МАИ, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Институт молекулярной биологии РАН, Институт мозга, Институт космической медицины и пр.). Вот названия некоторых курсовых работ этого и прошлого года: “Получение плазмиды, содержащей ген ангиогенина и способной транскрибироваться в клетках человека», “Сравнение фразеологизмов в русском и английском языках”, “Клеточные константы на разных стадиях эмбрионных тел”, “Нахождение точки origen (старт удвоения) в бактериальной ДНК”, “Комплексный анализ функциональных единиц русского и сербскохорватского языков на материале функциональных единиц со значением качественной оценки лица”, “Некоторые аспекты религиозного значения древнеегипетской игры сенет».
Те, кто специализируется, и те, кто не специализируется, и вообще все желающие могут посещать «Академию мудрых троллей», где приглашенные научные работники читают лекции о всякой всячине, начиная с Андрея Боголюбского и заканчивая подводными лодками.
У «Муми-тролля» еще только детство заканчивается (12 лет), и, без сомнения, впереди у этой школы долгое будущее.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru