Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА 

Лена Алексеевна НИКИТИНА,
почетный член Петровской академии наук и искусств

Парадоксы воспитания

Л.А. и Б.П. Никитины

В связи с десятилетней историей газеты «Первое сентября» мне вспоминается первая встреча педагогов-экспериментаторов в Переделкине, где Борис Павлович Никитин произнес пламенную речь относительно соединения жизни детей с жизнью взрослых в процессе совместного производительного труда. Он говорил: до каких пор мы будем отрывать ребят от реальной жизни, законопачивать их в резервации, где их живой ум, живая мысль, живое желание знать, потрясающее старание хорошо и радостно жить постоянно оказываются невостребованными! К сожалению, это его страстное вторжение в школьную жизнь никак не прозвучало в манифесте «Педагогика сотрудничества».
Сотрудничество – прекрасная идея. Сотрудничество взрослых и детей – еще лучше. Но в чем сотрудничество? Вот тут и получился, на наш взгляд, некоторый перекос: не в жизни, а в постижении неких наук, в «учении с увлечением». А жизнь – со всеми ее трудностями, противоречиями – продолжает, как и раньше, оставаться за стенами школы. Человек же в нашем понимании должен быть увлечен большей, нежели учение в школе, задачей – задачей самой жизни!
Да и ребята на самом деле хотят жить, а не воспитываться! Они хотят отвечать за свои поступки, за свои усилия, даже за свое физическое состояние. Многие, наблюдавшие вживую или с экрана за нашими «фокусами» с детьми, не замечали, что каждый ребенок делал только то, что считал для себя возможным. Ощущение своих возможностей – и умственных, и творческих, и физических – чрезвычайно важная компонента жизни, неизбежный этап самоопределения своего потенциала. Это удавалось и удается сделать в рамках нашей семьи, но недоступно детскому саду и школе, где существуют программы и методики – особенно хитрые методики, от которых даже отлынивать не удается! Получается в итоге, что такое образование не помогает, а даже мешает жить человеку.

Самые значимые события в нашей семье за последние годы – это рождение внуков. Мне представляется, что главное завоевание семейного опыта Никитиных в том, что наши ребята не боятся иметь детей. Они не боятся давать жизнь и давать жить новому поколению, преодолевать трудности, семейные в том числе. Это великое дело! Все остальное лишь прикладывается.
Еще одно достижение: близкие люди стремятся в наш дом, а не от нас бегут (дедушка Борис Павлович говорил: теперь у нас четырнадцать детей, семь семей, да все какие разные!). Подобное желание сегодня встретишь нечасто – жить нескольким семьям в одном доме. Причем в результате оказывается не коммуналка, а такая школа общения, которая дает закалку на всю оставшуюся жизнь и позволяет каждому оставаться человеком в любой ситуации! Ребята и внуки научаются жить с людьми и просто их любить.
Именно семья, а не образовательное учреждение отвечает за духовный рост ребенка, за его душевную расположенность к людям, за тонкость и точность взаимопонимания, за неформальное желание помочь. Семья учит любить. Решение великой задачи: как сделать так, чтобы реально живущим людям вместе с тобою было теплее жить, – это фактически и есть любовь.
Последнее десятилетие меня вдохновляет еще и тем, что все больше и больше людей обретают вкус к заботе о будущем поколении и видят в продолжении жизни свой долг, обязанность, источник побед и суть бытия. Это время поворота родителей к самостоятельному мышлению. Люди – есть хорошее слово – расхрабряются, распрямляют плечи и начинают жить не по указке, а по собственному разумению; начинают жить, отвечая за свой выбор самостоятельно, а не ссылаясь на Никитиных и пятых-десятых. Это ощущение высвобождения создается у меня почти в каждой аудитории: слушатели осознают, что можно жить иначе. Конечно, можно, причем жизнь становится интереснее!
Что же касается лично меня, то главная моя работа сегодня – это моя семья, переписка с многочисленными нашими последователями. Продолжаю встречаться с родителями из разных городов России. Регулярно (раз в месяц) провожу встречи в краеведческом музее Королева Московской области. После ухода Бориса Павловича готовлю к изданию его многочисленные рукописи.

Никитин Б.П. Наши уроки. – Л., 1992.
Никитин Б.П. Первый год, первый день. – М.: Знание, 1994.
Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – М., 1994; М.: ЛИСТ, 1998.
Никитин Б.П. Детство без болезней. – С-Пб.: ИК «Комплект», 1996.
Никитин Б.П. Здоровое детство без лекарств и прививок. – М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2001.
Никитина Л.А. Я учусь быть мамой. – М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2002.
Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л.А. Родителям XXI века. – М.: Знание, 1998.
Никитины Л.А. и Б.П. Мы, наши дети и внуки. – Пермь, 1997


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru