Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N86
 

Владимир МАЛЮТИН

Наши консультации

Я работаю в школе 27 лет, около 20 лет вела математику, имею высшее специальное образование. А два года назад меня освободили от преподавания математики: якобы дети меня не понимают. И вот уже второй год у меня 0,5 ставки воспитателя группы продленного дня и 0,5 ставки вожатого, и платят мне по 11-му разряду, хотя учительский разряд – 12-й. Побывала я в соседней школе, у них вожатый получает 0,8 ставки директора. Разве так можно начальству кроить зарплату? А справедливость где-нибудь существует? Вопросы, которые меня интересуют: могу ли я восстановиться на работе, т.е. снова преподавать свой предмет? как оплачивается труд вожатого, воспитателя?
Сначала более сложный вопрос – можете ли вы вернуться к преподаванию математики. Это, конечно, право администрации школы – подбирать преподавателей, но вы представьте, что дети не якобы вас не понимают, а не понимают. Бывает, что с годами человек приобретает не только опыт и знания, но и определенную черствость, нечуткость к окружающим; знает, а изложить не может. Это плохо, но, сменив работу, жить можно. Возможно, администрация права и вы на самом деле утратили методический навык, отстали от каких-то знаний; надо будет переучиваться, проходить аттестацию. Тогда можно претендовать на преподавание математики. Если вы считаете, что сейчас готовы обучать математике, почему бы вам не заняться частным репетиторством: опытный учитель в порядке индивидуальных занятий помогает отстающим усваивать школьный материал или, наоборот, особо успевающим – изучать дополнительный материал сверх программы. Здесь только надо будет связаться с налоговой инспекцией и решить для себя несложную пропорцию – каков должен быть ваш доход за вычетом налогов и сколько вам надо получать за каждого ученика. Конечно, много учеников набирать не надо – тогда это не будут индивидуальные занятия. А ученики будут, если вы опытная и хорошая учительница.
Теперь об оплате труда вожатого, воспитателя. Эта работа оплачивается тоже в соответствии с установленным разрядом (вожатый имеет 6–13-й, воспитатель – 7–14-й разряд), но разряды здесь не учительские, а по указанным должностям. Как установлен оклад вожатому в другой школе, мы знать не можем, поскольку не знаем, какую основную и дополнительную работу он выполняет. Вам, сочтя, что вы не можете преподавать, предоставили с учетом вашего педагогического опыта другую работу. Это и есть, по-моему, справедливость. Не так ли?


Я учитель начальных классов, педагогический стаж – 24 года, награждена значком “Отличник народного просвещения”, медалью “Ветеран труда”. После оформления пенсии я переехала в другую местность и там возобновила педагогическую деятельность. Правомерны ли действия администрации школы и управления образования, которые установили мне 12-й разряд и отказали в продлении имеющейся высшей квалификационной категории?
Администрация школы справедливо использовала право на проведение аттестации на квалификацию педагогического работника. Дело в том, что действие категории продлевается в индивидуальном порядке тому работнику, который знаком администрации и управлению по его педагогической деятельности. Вы, переехав в другую местность и возобновив педагогическую работу, были незнакомы администрации, поэтому вас аттестовывали заново. Безусловно, при аттестации учитываются все имеющиеся у вас заслуги и достижения. Но это играет решающую роль, когда оплата идет за заслуги, например, при оформлении пенсии. Когда платят за текущую конкретную работу, руководитель, устанавливая разряд, должен иметь возможность оценивать квалификацию и качество работы на деле.

Прежде в нашем рабочем поселке мы пользовались льготами по коммунальным услугам полностью: бесплатным жильем, центральным отоплением (там, где оно есть), дровами из расчета 0,239 куб.м на 1 кв.м жилой площади. Теперь по решению кабинета министров нашей республики мы должны коммунальщикам оплачивать полную стоимость жилья и центрального отопления, и по справке бухгалтерия поссовета возвращает деньги лишь за 18 кв.м на одного работающего, имеющего льготы (члены семьи во внимание не берутся). Те, кто отапливает жилье дровами, получает 8 куб.м на одного работающего независимо от площади жилого помещения. Имеет ли силу постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года?
Буквально в упомянутом вами постановлении говорится, что квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках производится предоставление бесплатных квартир с отоплением и освещением по нормам, установленным в данной местности, с доставкой топлива на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности. Другие коммунальные услуги – холодное и горячее водоснабжение, вывоз мусора – должны оплачиваться в общем порядке. Очевидно, пользуясь правом устанавливать нормативы на бесплатное жилье, местная власть и вводит ограничения, исходя из своих финансовых возможностей. Рассматриваемое постановление принималось в условиях, когда единственным работодателем было государство. Уже сейчас работники негосударственных образовательных учреждений лишены этих льгот, поскольку льготы оплачиваются из сметы местной администрации. С другой стороны, сами потребители этих льгот лишены возможности выбирать поставщика дров, газа, электричества и находятся в зависимости от «естественных монополий». Установленные льготы – это пережиток, выплата части зарплаты в натуральной форме. Уж лучше бы устанавливали оплату труда так, чтобы в сельской местности можно было жить. Но это более сложный вопрос.

Наш читатель пишет: за 25 лет работы в школе он занимал должности инструктора по вождению, учителя трудового обучения, преподавателя по тракторам и сельхозтехнике, мастера производственного обучения. Он интересуется, может ли ему быть установлена пенсия по выслуге лет?
Очевидно, дело не в общем стаже работы, а в том, выработал ли работник в совокупности по основному и совмещаемым местам работы в указанных должностях (все они включены в Список должностей, дающих право на пенсию по выслуге лет) 25 лет выслуги. Но с этим вопросом можно разобраться только на месте, консультируясь у работников органов социальной защиты. Дело ведь не только в названии должности, а и в том, как она оформлена: как основная, как совмещаемая и тому подобное.

Педагогический стаж – более 25 лет. В начале трудовой деятельности пять лет работала старшей пионервожатой. Но в назначении пенсии по выслуге лет мне отказали, т.к. должности пионервожатой нет в списке должностей, дающих право на такую пенсию (постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067). Насколько известно, в новом законодательстве должность пионервожатого называется “организатор детского движения” и работа в этой должности дает право на пенсию за выслугу лет. Почему такая несправедливость?
Действующее сейчас пенсионное законодательство введено с начала нынешнего 2002 г. До этого действовал Закон “О государственных пенсиях в РФ” от 20 ноября 1990 г. № 340-1, а еще раньше на территории России пенсионные отношения регулировались общесоюзным Законом “О государственных пенсиях в СССР”, принятым Верховным Советом СССР 14 июля 1956 г. Во всех этих законах предусмотрены пенсии за выслугу лет работникам образования, и в каждом случае конкретный перечень должностей, работа в которых давала право на такую пенсию, определялся подзаконным актом – постановлением Совета Министров или правительства. Работа в должности пионервожатого (старшего пионервожатого) засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет в соответствии с постановлением Совета Министров СССР “О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства” от 17 декабря 1959 г. № 1397. В последующие постановления Правительства РФ от 6 сентября 1991 г. № 463 и от 22 сентября 1999 г. № 1067 эта должность как дающая право на получение пенсии по выслуге лет включена не была. Более того, постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 “О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой”, введенным в действие с 1 октября 1993 г., установлено, что на территории РФ постановление № 1397 не применяется. Это, однако, не должно означать, что работа в рассматриваемой должности до 1.10.1993 г. в стаж включаться не должна, как некоторые считают. Но доказывать это, защищая свое право на пенсию по выслуге лет, следует в суде, а не в органах социальной защиты.

Что означает педстаж для методистов? Зачем его так называют, если он не предусматривает выслугу лет, оплату пособий на книгоиздательскую литературу, коммунальные услуги?
Вы полагаете, что педстаж должен все это предусматривать? В общем случае педстаж – это стаж педагогической работы. Но ведь педагогическую и преподавательскую работу можно вести и в высшем учебном заведении. Обратимся к вопросу о пенсии за выслугу лет. Согласно Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 80) такая пенсия устанавливается в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Очевидно, что методисту, который является, как вы правильно пишете, «учителем учителей» и непосредственно работы с детьми не ведет, такая пенсия не предусматривается. Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии утверждены постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067. Однако методистам, как и ряду других специалистов образовательных учреждений, разрешено вести преподавательскую работу на условиях совместительства в пределах основного рабочего времени, но объем этой работы не должен превышать установленных ограничений. Работа засчитывается в выслугу при условии выполнения суммарно по основному и совмещаемым местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад). Этот норматив составляет 18 часов в неделю. Работа в качестве учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, включается в выслугу независимо от объема выполняемых работ. Компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается учителю по основному или совмещаемому месту работы (но только по одному!) независимо от объема работы.
Относительно коммунальных услуг. Они установлены еще 10 июня 1930 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках». По этому постановлению специалистам ряда отраслей, в том числе и работникам просвещения, проживающим и работающим в селах, рабочих поселках и приравненных к ним населенных пунктах, производится предоставление бесплатных квартир с отоплением и освещением по нормам, установленным в данной местности. Очевидно, что методисты являются специалистами системы образования. Надо, однако, установить, относится ли ваш райцентр по местной административной классификации к сельскому населенному пункту.
Еще один вопрос: чем методисты информационно-методического центра отличаются от методистов центров дополнительного образования, которым льготы якобы сохранены. Если обратиться к постановлению от 1 февраля 2001 года, то пенсии по выслуге лет методистам в нем также не предусмотрены, а в отношении прочих услуг надо, мне кажется, разбирать вопрос на месте.
В своем письме вы пишете: что это за нормы? против человека или за человека? Не кажется ли вам, что нормы, возлагающие на нас обязанности, представляются нам «направленными против человека»? Суть рассматриваемых нормативов в том, чтобы поощрять работников, ведущих работу непосредственно с детьми. Работа методистов тоже важна, но согласитесь, что условия работы учителя, морально-волевая нагрузка и ответственность его за результаты существенно отличаются от условий работы методиста. Отсюда и разница в порядке оплаты, в льготах, в пенсионном обеспечении.

Прошу ответить на вопрос, связанный с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067: имеет ли право на пенсию по выслуге лет воспитатель группы продленного дня средней образовательной школы?
И в упомянутом вами постановлении, и в уточняющем его постановлении Правительства РФ от 1 февраля 2001 года № 79 «воспитатель» упомянут в числе должностей, имеющих право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. При этом эта должность включена в список без каких-либо дальнейших уточнений (классный воспитатель, воспитатель группы продленного дня и т.п.). Поэтому любой работник, выработавший необходимый стаж в должности воспитателя, работая в соответствующем учреждении – в данном случае в средней общеобразовательной школе, – имеет право на включение этого периода в выслугу. Нам часто пишут наши читатели, что работники Пенсионного фонда, ссылаясь на наличие уточнений в наименовании должности, не включают соответствующий период в выслугу. Они несправедливы. Право использовать воспитателя на конкретном участке работы (что отражается в приказах и трудовой книжке) принадлежит администрации учреждения. В спорных случаях работник имеет право обратиться за защитой своих интересов непосредственно в суд.


Я учитель начальных классов, образование высшее филологическое, ветеран труда. После 37 лет работы учителем перешла на работу библиотекарем в той же школе. При переводе мне снизили разряд с 12-го на 9-й, аргументируя это тем, что учительский стаж не входит в стаж библиотечной работы. А мне кажется, что это та же работа с учениками, только во внеклассное время. Правильно ли поступил отдел образования, снизив мне разряд?
Администрация права. Работа учителя и работа библиотекаря тарифицируются по разным основаниям. Вообще работа библиотекаря – это работа с книгами (более широко – с источниками информации) и читателями. Конечно, работа с читателями разных возрастов имеет свои особенности. Что касается работы с учениками во внеклассное время, то этим занимается и педагог дополнительного образования в кружках, и тренеры-физкультурники в секциях. Разряд работнику устанавливается исходя из его квалификации и опыта работы по специальности, требуемой для конкретной должности.

Работаю заведующей школьной библиотекой в школе-интернате для детей-сирот. После представления мною авторской программы по теме «Литературное краеведение» мне был установлен 13-й разряд педагога дополнительного образования. Сейчас я веду факультативные занятия два часа в неделю по литературному краеведению, но платят мне по 9-му разряду. В школе я отработала 15 лет, вела факультатив по 2–3 часа в неделю, но эти часы мне в педагогический стаж не засчитываются. Правильно ли, что факультатив, за который мне присвоен 13-й разряд, оплачивается по 9-му разряду?
Нет, неправильно. Если работнику установлен разряд по ЕТС, то и оплата с момента принятия решения аттестационной комиссией должна производиться по этому разряду. Вызывает, однако, сомнение присвоение такого высокого разряда. Педагогу дополнительного образования, имеющему стаж работы по специальности педагога дополнительного образования свыше 10 лет, может быть установлен 11-й разряд. При этом работник должен суммарно по основному и совмещаемым местам работы вырабатывать за год в среднем по 18 часов учебной нагрузки. Из вашего письма следует, что преподавательскую работу вы вели эпизодически и необходимого объема нагрузки выработать не могли. Думается, что для начала по материалам решения аттестационной комиссии нужно установить, какой же разряд и по каким основаниям вам присвоен.

Возможно ли деление класса на группы при проведении занятий по предмету «Информационные технологии» в 10–11 классах? Каким документом это регламентировано?
В пункте 26 «Типового положения об общеобразовательном учреждении», утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196, это разрешено. Там сказано: «Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения». Вообще организация учебного процесса – прерогатива самого образовательного учреждения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru