Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ 

Андрей МИРОШКИН

Еврейское искусство в европейском контексте:
Сборник статей

– М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002

Еврейское искусство в европейском контексте: Сборник статей

Об искусстве всех народов давно написаны обобщающие научные исследования, и только к еврейскому искусству ученые поныне не знают как подступиться. И немудрено: народ, не одно столетие находящийся в рассеянии по всем континентам, создал великое множество произведений искусства, но, как правило, на «чужой почве». Как связать единой искусствоведческой концепцией творения еврейских художников, живших в России и Польше, в Америке и Франции, в Израиле и Африке? Пока ученые не могут дать однозначного ответа на этот вопрос. Но искусство различных ветвей еврейской диаспоры продолжают изучать и сопоставлять. Поиск универсального еврейского стиля продолжается.
Ищут этот стиль и авторы статей, вошедших в сборник «Еврейское искусство в европейском контексте». Здесь пятнадцать работ ученых-искусствоведов из разных стран, в основном из Израиля и США. Авторы рассматривают случаи взаимовлияния еврейского и европейского (иудейского и христианского) искусства, анализируют неожиданные параллели между ними. Это едва ли не первый на русском языке научный сборник по данной теме.
Авторы книги стремятся разрушить стереотипные, чаще всего тенденциозно-невежественные представления о еврейском искусстве. Так, существует мнение, будто иудаизм категорически отрицает визуальное творчество – в соответствии с библейской Второй заповедью, запрещающей какие бы то ни было изображения. Однако автор статьи «Что такое еврейское искусство?» Б.Наркис убежден, что Моисей запрещал только изображения, служившие религиозному поклонению, на светское же искусство эта заповедь не распространяется.
Если что по-настоящему и объединяет еврейское искусство, так это традиционные национальные символы. Менора (семисвечник) – главный символ восстановления разрушенного Храма в Иерусалиме. Именно менора была избрана в 1948 году эмблемой государства Израиль, причем образцом, как подчеркивает Б.Наркис, послужило ее изображение на арке Тита в Риме (а ведь войска этого императора в I веке н.э. взяли Иерусалим и разрушили Храм царя Соломона…). Между прочим, лев и двуглавый орел, по словам исследователя, также относятся к числу основных еврейских символов.
Вообще неожиданных параллелей авторы статей обнаруживают очень много. Еврейская книжная графика, по наблюдению К.Вейцмана, оказала влияние на иллюстрации Ветхого Завета, выполнявшиеся средневековыми миниатюристами Франции и Германии. В.Кан отыскал различные элементы Храма царя Соломона в романской архитектуре. М.Бараш анализирует надписи на иврите в произведениях Карпаччо и Дюрера и объясняет их присутствие эзотерическими тенденциями эпохи Ренессанса…
Несколько статей посвящены еврейскому искусству ХIХ и ХХ веков. Так, Х.Фридберг интерпретирует малоизвестную работу Эль Лисицкого 1919 года – серию гуашей на тему еврейской народной сказки-песенки Хад-Гадья. Связанная в фольклорной традиции с праздником Песах, под кистью Лисицкого эта сказка превратилась в притчу с политическим подтекстом: «Революция – это Судный день и избавление евреев от гонений, от черты оседлости и погромов». Выходец из ортодоксальной еврейской семьи, вдобавок получивший в детстве религиозное образование, Лисицкий, по словам Х.Фридберг, в ту пору разрывался меж двух миров: традиционного иудейского и радикально-коммунистического. В конце концов, как известно, он выбрал второй…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"