Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
ТО-ТО И ОНО!

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Если педсовет совпадает с ремонтом...

Значит, День знаний не за горами!

В последней декаде августа по всей стране проходят традиционные педагогические совещания (конференции, съезды работников образования). Общая для всех тема – образовательная политика области (края, республики) в условиях модернизации российской системы образования – приобретает в каждом регионе свое звучание. Например, в Ярославской области в повестке дня – кадровое обеспечение модернизации образования, в Липецкой области – гражданское общество и дети. В Кемеровской области с 19 по 23 августа прошла региональная выставка-ярмарка “Образование Кузбасса -2002”, а в Смоленской области – Х туристический слет учителей.
В Новгородской области на августовской конференции, в которой приняли участие губернатор, его заместители и главы районных администраций, обсуждались не только отчеты о проделанной работе, но и вручались денежные премии лучшим педагогам – представителям разных уровней образования от детского сада до вуза.
А вот в районах стихийного бедствия сегодня иные заботы и печали. В Ставропольском и Краснодарском краях, в Республиках Дагестан и Ингушетия многим детям придется начать новый учебный год в других школах, поскольку их собственные подлежат восстановлению.
Так, по свидетельству министра образования В. Филиппова, 124 образовательных учреждения Краснодарского края (из них два ПТУ, один колледж, остальные – школы) встретят День знаний непривычным молчанием. Все они сильно пострадали во время наводнения: затоплены складские помещения, подвалы, повреждена мебель, в ряде случаев – библиотеки.
Но и без внезапных разрушений строительство, переоборудование и ремонт школ в августе занимают все внимание учителей и административных работников. Времени остановиться и подумать над своей непосредственной работой практически ни у кого не остается.
Особенно остро перед началом учебного года стоит вопрос обеспечения школ учебной литературой. Дотации из областных бюджетов на эти цели составляют от 1 млн рублей в Костромской области до 20 млн рублей в Московской и Иркутской областях.
В Пермской области ассигнования на приобретение учебной литературы из бюджетов всех уровней составили более 61 млн рублей. Однако полной потребности в этой сфере даже такие средства не покрывают. Бесплатный комплект учебников гарантируется только детям-сиротам, детям из малообеспеченных семей, некоторым другим льготным категориям. В остальных случаях, особенно в лицеях и гимназиях с авторскими программами обучения, приходится активно привлекать родительские деньги, что зачастую вызывает недовольство среди населения. Не случайно руководители органов управления образованием приветствуют весьма сомнительное по своей новизне решение Министерства образования о сокращении комплекта учебников по каждому предмету до трех наименований.
Разумнее было бы экономить не на вариативности, а на более рациональной системе организации закупок на основе конкурсных торгов, что позволило, например, Тамбовской области удешевить общую стоимость приобретенной литературы на 100 тыс. рублей.
С прошлого года у территорий появилась счастливая возможность воспользоваться федеральным источником финансирования на приобретение учебников, приняв участие в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Правда, число пилотных школ настолько незначительно (от дюжины до 200–300 максимум в каждой территории), что говорить о кардинальном решении проблемы в данном случае не приходится. Тем более что в прошлом году учебники пришли не к 1 сентября, как положено, а к 1 января, что заставило регионы уже в который раз разочароваться и разувериться в министерских экспериментах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru