Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
СТАНДАРТ ИДЕТ

Александр АДАМСКИЙ

Как отвести угрозу от инновационного образования?

Мы предлагаем защитить его законом

До сих пор российское инновационное движение остается уникальным и неповторимым педагогическим явлением. Весь педагогический мир удивляется и не устает восхищаться энтузиазмом учителей и директоров нашей страны, развивающих свои собственные взгляды на школу и ребенка, и в целом на образование. И речь идет не только о наших коллегах из США или Великобритании, Голландии или Германии. В прошлом году на фестивале «Авторская школа» были представители украинского образования и с доброй завистью наблюдали за тем, как бурлит инновационная жизнь в российской школе.
Надо сказать, что за последние годы авторская педагогика и инновационное движение приобрели опыт продуктивного взаимодействия с государством. Из федеральной программы развития образования выделяются немалые средства на поддержку авторских школ. И дело здесь не только в том, что деньги выделяются, а еще и в том, что разрабатывается нормативно-правовая база для инновационного образования. В эту работу вовлечены подразделения Министерства образования и заместители министра, курирующие школу (В.Болотов и Е.Чепурных), которые занимаются в основном не разовыми решениями по той или иной инновационной площадке, а разработкой нормативных документов, позволяющих вести поиск.
Но с введением государственного образовательного стандарта инновационное движение окажется под угрозой. Уже сейчас, когда никакого стандарта еще нет, одна из самых известных инновационных школ в России не прошла аттестацию. А что будет, когда законодательно утвержденные «минимальные» программы и требования к выпускнику вступят в силу?
На какой основе будет развиваться инновационное образование?
Некоторые чиновники говорят: выполните стандарт, а дальше – творите и пробуйте сколько хотите. Грустно оттого, что и в 2002 году, как и в 1986-м, приходится снова спорить на эту же тему.
Мы и не будем спорить, что толку? Бесполезно.
Мы предлагаем, чтобы в стандарте, если он будет регулировать содержание образования, был еще один компонент: экспериментально-инновационный.
В статье 7 Закона «Об образовании» есть пункт 2, который гласит: «При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные стандарты». То есть в принципе закон предусматривает разновидность стандартов. Тем более что будут предложены так называемые профильные стандарты – для программ профильного обучения. (И это еще раз подтверждает неэффективность самой идеи стандартизации, но сейчас не об этом.)
И если мы хотим сохранить остров свободы и инновационности в нашем образовании, если уже существует механизм государственно-общественного развития экспериментальных площадок, то мы предлагаем законодательно обеспечить развитие этой важной части российской школы.
Мы не отказываемся тушить разгорающийся пожар и будем изо всех сил стараться, чтобы стандарты не были приняты.
Но если уж пожар не удается потушить, надо хотя бы добро спасать.
Самое ценное.
Проект поправки в Закон РФ «О государственном образовательном стандарте основного общего образования»
«Глава 1. Общие положения
Статья 5. Компоненты государственного стандарта общего образования
1. Государственный стандарт общего образования состоит из федерального, регионального (национально-регионального), экспериментально-инновационного (в оговоренных настоящим Законом случаях) компонентов и компонента образовательного учреждения.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования устанавливает единые и обязательные для всех аккредитованных образовательных учреждений:
– обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
– максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и нормативы учебного времени;
– требования к уровню подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений.
3. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования включает базовый и профильный уровни.
4. Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования устанавливается субъектом Российской Федерации.
5. Различия в содержании региональных (национально-региональных) компонентов государственного стандарта общего образования не могут являться основанием для отказа в переводе (приеме) обучающегося из аккредитованного образовательного учреждения, реализующего программы соответствующего уровня одного субъекта Российской Федерации, в аналогичное учреждение другого субъекта Российской Федерации.
6. Экспериментально-инновационный компонент государственного стандарта общего образования устанавливается в соответствии с потребностями развития инновационной практики образования и педагогической науки Российской Федерацией в лице представительных органов образовательной общественности, инновационного движения в образовании и Российской академии образования субъектами Российской Федерации, университетами (университетскими учебными округами). Экспериментально-инновационный компонент государственного стандарта общего образования устанавливается в образовательных учреждениях, аккредитованных как экспериментальная образовательная площадка (федеральная, региональная, муниципальная, академическая, университетская) за счет (полностью или частично) регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
7. Компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования устанавливается образовательным учреждением в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, их родителей (иных законных представителей) и с учетом возможностей общеобразовательного учреждения. Порядок реализации компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования определяется администрацией данного учреждения по согласованию с органами самоуправления образовательного учреждения, при их наличии».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"