Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Как редко мы бываем с детьми в театре: нет времени, нет желания, не знаем, о чем говорить после спектакля. А может быть, просто не задумываемся над тем, какие возможности таит в себе педагогика театральных подмостков, не предполагаем, что театр не только и не столько место закрепления школьной программы (не зря же водили нас строем приобщаться к классике), а пространство рождения новых отношений между взрослым и ребенком, между самими детьми.
Что для нас школьный театр, театральная школа: разрешенное развлечение после уроков или поле допрофессиональной подготовки с множеством специальных предметов?
А может быть, воспитание изящным искусством, незаметное ювелирное выращивание души? К счастью, есть, например, в Пскове уникальный “Педагогический театр”, помогающий актерскими средствами решать педагогические задачи, есть театры вальдорфских школ, есть, наконец, и взрослые театральные коллективы, разрабатывающие программы общения с юными зрителями. Они настаивают: нам надо учиться впускать театр в пространство своей жизни и хотя бы иногда жить по его законам.

Франс КАРЛГРЕН

Уроки стиля

Театральные постановки в вальдорфской школе

Какие спектакли ставят в вальдорфской школе? Все виды, начиная от пятиминутных сцен, семилетние участники которых говорят высокими, неокрепшими голосами, до драм Шиллера и Шекспира. Например, что ставит второй класс? Может быть, басню, легенду, маленькое стихотворение, превращенное в спектакль. Класс говорит хором, а один ребенок или несколько детей надевают особые небольшие шапочки, и спектакль начинается. Наиболее примечательное и существенное происходит чуть позже, в классе четвертом-пятом. Но когда разыгрываешь пьесу с десяти-одиннадцатилетними детьми, понимаешь, что им нужны не миленькие стишки, а настоящий театр, в котором были бы и индивидуальные роли, и поставленные диалоги. Совершенно очевидно, что дети десяти, одиннадцати и даже тринадцати лет лишь в отдельных, исключительных случаях способны справиться с исполнением индивидуальных ролей. Им приходится выслушивать массу наставлений, в результате дети довольно быстро теряют всякое желание участвовать в театральных постановках. Отсюда учитель нередко делает неправильный вывод, что театральная игра – это нечто такое, чем можно заниматься только с малышами или с особо заинтересованными или одаренными детьми старшего возраста. Это просто-напросто означает, что они нуждаются в чем-то совершенно другом. Школьникам до пубертатного периода трудно усвоить прозаический диалог как элемент художественного стиля, тогда как ритмическая речь уже сама привлекательна для них. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, как это выглядит в действительности.
Вот четвероклассники разыгрывают повесть о скандинавских богах. Хор, который произносит реплики, может превращаться по ходу действия в любого персонажа, даже в любую декорацию – будь то стена, лес, дом, улица. Тот, кто в данный момент не занят в действии, у кого нет в эпизоде собственной роли, уходит в хор. А пятиклассники представляют “Илиаду”. Вот стоит Гектор, а там – быстроногий Ахилл. А те, которые взобрались на башню из стульев, водруженных на стол, – это, должно быть, сам Зевс-громовержец и прочие боги Олимпа. Когда Агамемнон взмахивает деревянным мечом, враги, как кегли, катятся в стороны. Глаза горят, щеки пылают. Никто не испытывает робости, поскольку движения и интонации не должны быть “максимально достоверными”.
Если бы такие постановки были единичными событиями в течение учебного года, как это бывает, то впечатления от них были бы не столь значительны. Но поскольку игра-драматизация – основная часть ежемесячных календарных праздников, то они принадлежат к повседневным школьным явлениям. Репетиции должны начинаться задолго до показа, а те, кто не занят в спектакле непосредственно, неизменно участвуют как зрители. Игры-драматизации становятся важным воспитательным средством для детей. Когда дети смотрят на выступающих или сами работают на сцене, то под воздействием слов, ритма, разнообразных движений чувства их пробуждаются, а иначе, быть может, их в течение всей жизни нельзя было бы добудиться. Постижения стиля, формы – эти открытия не только оставляют краткосрочное эстетическое впечатление, но и имеют значение для всей дальнейшей судьбы и жизни ребенка.

Из книги “Воспитание к свободе”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"