Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Как редко мы бываем с детьми в театре: нет времени, нет желания, не знаем, о чем говорить после спектакля. А может быть, просто не задумываемся над тем, какие возможности таит в себе педагогика театральных подмостков, не предполагаем, что театр не только и не столько место закрепления школьной программы (не зря же водили нас строем приобщаться к классике), а пространство рождения новых отношений между взрослым и ребенком, между самими детьми.
Что для нас школьный театр, театральная школа: разрешенное развлечение после уроков или поле допрофессиональной подготовки с множеством специальных предметов?
А может быть, воспитание изящным искусством, незаметное ювелирное выращивание души? К счастью, есть, например, в Пскове уникальный “Педагогический театр”, помогающий актерскими средствами решать педагогические задачи, есть театры вальдорфских школ, есть, наконец, и взрослые театральные коллективы, разрабатывающие программы общения с юными зрителями. Они настаивают: нам надо учиться впускать театр в пространство своей жизни и хотя бы иногда жить по его законам.

Татьяна СОКОЛОВА,
кандидат педагогических наук,
научный руководитель ФЭП «Педагогический театр»,
средняя школа № 24
г. Псков

Мост над сценой

Сюжеты, соединяющие поколения

...У дверей школы вас непременно встретит приветливый экскурсовод, который свой рассказ начнет фразой: «Педагогический театр – это наша гордость…» А что это за диковинка – Педагогический театр? Это особенное пространство, в котором воспитание происходит без скуки и назидания, где дети не боятся взрослых, потому что те не боятся дурачиться и играть.
Наш экскурсовод обязательно вдохновенно процитирует Белинского. Помните?.. «В России любят театр, любят страстно. Заезжая труппа актеров, один приезжий столичный актер может пробудить сильное движение и в умах, и в сердцах, и в карманах губернского или уездного города. Театр имеет для нашего общества какую-то непобедимую, фантастическую прелесть...»
Вы, конечно, можете охладить его пафос: «Такое отношение к театру присутствовало в весьма отдаленные времена, когда ни радио, ни телевизора, ни компьютера не было. И театр действительно был тем местом, где публика общалась и размышляла над актуальными проблемами своего времени».
Но сегодня театр отошел на второй, если не на третий план, да и мы почти перестали общаться друг с другом. Что там друг с другом – родители и дети почти не видятся, живя в одной квартире, под одной крышей. А тут – театр…
И разрешить эту проблему в какой-то мере можно именно в стенах театра, где режиссерами, актерами, драматургами, зрителями будут и родители, и дети, и учителя.
Причем наш театр – это не только место приобщения к театральному искусству, но и инновационная активная форма психолого-педагогических занятий с родителями, когда сотрудничеству и пониманию учатся в процессе подготовки и постановки спектаклей совместными усилиями детей, родителей, педагогов. Наш театр – это необычная форма развития коммуникативной компетентности педагогов: ведь участие в таком мероприятии, его психолого-педагогическое сопровождение, обсуждение, анализ требуют освоения нетрадиционных профессиональных знаний и умений. Наш театр – это активная форма социализации детей, которые в процессе театрализованного действия, импровизации приобретают навыки общения, учатся выстраивать отношения с разными людьми в разных ситуациях.
Необходимость существования нашего театра, потребность в нем и родители, и учителя, и дети почувствовали, когда играли в пробном импровизированном спектакле по повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось», который прошел во время областного родительского собрания в мае 2001 года.
Эта первая программа открыла цикл психолого-педагогических драм-импровизаций «Жизнь врасплох», в которых юные актеры вместе с педагогами размышляли над проблемой “отцов и детей”, бесконечно волнующей подростков.
Актеры-старшеклассники жестко разыграли два эпизода, в которых мать главного героя – Ромки мобилизует семью и школу на борьбу со всепоглощающей любовью сына к романтической однокласснице Юльке. Еще бы! «На носу экзамены, поступление в вуз – а они в любовь играют… Рано… Еще не доросли! Вот получите профессию, тогда и влюбляйтесь!»
Отыграны эпизоды. Казалось бы, занавес может быть закрыт, как это случается в нормальном театре, но в нашем это было только начало, приглашение к разговору. Обсуждая эпизоды, представленные детьми-актерами, и родители, и учителя, и сами старшеклассники пришли к выводу, что ситуация, заданная в них, очень типична: не разрешают любить, потому что еще «маленькие, потому что это мешает учебе, потому что, а вдруг что случится?»
Психолог предложил тут же набранному новому составу «актеров» из числа родителей проиграть еще раз сцену спектакля и прочувствовать ее события изнутри. Когда сценка была разыграна снова, спросили взрослых, что они чувствовали.
Актриса из родителей, игравшая маму Ромки, была возмущена: “Почему мой сын делает не так, как я хочу, не так, как надо!” А чей-то папа, сыгравший самого Ромку, сказал: “Мать не права, хотя и желает мне добра, но я все равно сделаю по-своему. Чувство любви к матери у меня заменяется ненавистью к ней, потому что она не понимает меня”.
Но самое интересное началось, когда психолог пригласил сыграть учителей, спросив их: «Как бы надо повести себя участникам сюжета, чтобы присутствовало взаимопонимание и уважение к чувствам друг друга?»
Импровизация со всей очевидностью показала, как катастрофически не хватает и родителям, и учителям психолого-педагогических знаний, умений, чтобы в каждодневном общении со своими детьми, воспитанниками слышать их, понимать, принимать, уважать их внутренний мир. Но и подарила нам надежду: коммуникативное невежество, противостояние «отцов и детей» можно преодолеть, если по-настоящему учиться общению, если чаще собираться в стенах театральной студии; вместе петь песни, танцевать, лицедействовать на сцене, спорить о вечном и сиюминутном, без чего нет жизни и полноты ощущения счастья бытия.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"