Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Ирма САФАРОВА,
руководитель Творческой
экспериментальной мастерской
по работе со зрителями
Российского академического
молодежного театра
Ирина ГРИГОРЬЕВА

Посвящение в зрители

Ох уж этот культпоход! И зрители его боятся, и театры. Боятся и в результате отказываются ставить классику – ведь на нее учителя обязательно поведут своих подопечных. Так что же делать? Как привить нашим детям театральную культуру? Как научить смотреть и понимать театр? И вообще нужен ли он сегодня?

Ребенок сидит у телевизора. А что такое телевизор? Это состояние созерцания, большей частью отсутствующее, без включения, когда ребенок прыгает с программы на программу, потому что из-за бесконечной рекламы невозможно ничего смотреть целиком. Получается такая клиповость восприятия. Чик-чик-чик, и он не успевает ничего почувствовать эмоционально. От этого внутри образуется пустота. Вакуум, который обязательно должен чем-то заполниться.
Мы часто говорим о том, что у нас есть беспризорные дети. Но ведь весь ужас в том, что те дети, которые физически брошены родителями, – это не вся трагедия. А скольких детей, живущих в благополучных семьях, накормленных и одетых, тоже можно назвать беспризорными! У ребят возникает масса вопросов, каждый день – тысячи вопросов, на которые им должны ответить именно родители. А тем некогда. Они запихнули ребенку в рот булочку или пирожное и считают, что выполнили свой родительский долг. Что детям делать, где искать ответы на свои вопросы?
И тут на помощь приходит театр. На мой взгляд, он сегодня – корабль спасения. Здесь человек учится сочувствию, милосердию, учится воспринимать чужую боль как свою. Театр помогает ему сориентироваться в жизни, помогает заглянуть внутрь себя и понять, что я есть. Театр помогает развивать фантазию, творческие возможности, потому что это живое искусство, требующее включенности и сотворчества. Здесь невозможно выключить кнопку и пойти поесть. Ты смотришь спектакль целиком и целиком его воспринимаешь. В театре работает душа. Это похоже на чтение книги, когда ребенок погружен в текст, фантазирует, переживает. Но сейчас ребята почти не читают. Поэтому театр выходит на первый план. В нем все воспитывает: отношение билетеров, культура поведения окружающих, праздники, которые мы регулярно устраиваем, например, “Посвящение в зрители”.
А самое главное, театр – это тот мостик, который может соединить ребенка с родителями. Театр, с моей точки зрения, может восстановить семью, сделать ее такой, какой она должна быть. После спектакля и обсуждения только что увиденного может возникнуть не только понимание, но и доверие. Сколько раз приходилось нам в театре наблюдать такие картины! Взять хотя бы спектакль “Отверженные” по Гюго. Потрясающий спектакль! Он не случайно много лет не сходит со сцены. В этой потрясающей книге прописаны все основополагающие законы человеческого существования: совесть, благородство, порядочность, бескорыстная помощь людей друг другу… И конечно, после просмотра этого спектакля у ребенка возникает масса вопросов – ведь многие поступки героев сегодня просто могут показаться странными. Почему, допустим, Жан Вальжан, придя на суд, поступает вопреки здравому разуму и признается в своем преступлении – говорит правду, в то время когда его не преследует полиция и он мог бы все скрыть. Ну пострадал бы за него невинный. Он-то остался бы в безопасности! Почему человек совершает такие поступки? Спектакль бесконечно волнует зрителей, каждый раз в зале возникает какая-то пронзительная тишина. И если в такой момент рядом с ребенком есть взрослый, с которым можно обсудить все увиденное, у ребенка появляется близкий человек, единомышленник. Может быть, именно поэтому все чаще и чаще на этот спектакль ребята приходят не классами, а небольшими группами. Это нам очень важно. Совсем другое дело, если рядом сидят друзья или родители и ты чувствуешь, что они замирают в те же моменты, что и ты. Они смеются вместе с тобой. И это уже налаживает отношения между детьми и взрослыми. Кто-то из героев говорил, что для меня друг тот, кто смеется над тем же, над чем смеюсь я. Это очень важно. Даже если разговора после спектакля не произошло, а они просто вместе что-то пережили, контакт уже возник.
Важно, чтобы родители еще и настроили ребенка на просмотр спектакля. Чтобы в доме поддерживалось это праздничное настроение, которое бывает перед посещением театра. Чтобы ребенок понимал, что театр – это особое место, волшебное, где с ним произойдет что-то необыкновенное, какое-то чудо. Тогда он открывается навстречу театру. А если рядом мама с папой, то праздник получается стопроцентным.
В театре можно ничего не стесняться, можно смеяться и плакать, можно быть таким, какой ты есть на самом деле. Но театральный язык надо понимать, он не всегда бывает прост. Шостакович говорил: чтобы полюбить музыку, надо ее слушать. Так же и с театром. Чем чаще ребенок будет приходить на спектакли, тем больше он будет понимать. Самое главное, чтобы появилась душевная потребность.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"