Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Александра НИКИТИНА

По дорогам импровизаций

В театре, где играют дети, не должно быть фальши

В старые времена колесили по дорогам Европы фургоны бродячих актеров. Живой театр рождался прямо на глазах, посреди рыночной площади. И долго еще потом, играя на пыльных улицах, малышня повторяла запомнившиеся реплики и движения. Теперь театр другой. И дети играют в актеров по-другому, хотят казаться себе настоящими балеринами и лицедеями, выходящими из-за бархатного занавеса. А взрослые подыгрывают им, устраивая фестивали детских спектаклей. Но почему-то часто оказывается, что эти детские спектакли беспомощны и банальны. Вряд ли стоит поощрять такое актерство, может быть, лучше предложить детям импровизировать здесь и сейчас? Так родился ежегодный детский фестиваль “Театральный фургон” в московском Центре творчества “На Вадковском”.

На конкурс не принимаются готовые спектакли. Юные участники разных театральных коллективов получают задания, которые они должны подготовить за самое короткое время – в порядке импровизации. В конкурсе четыре номинации: “Визуальное и звуковое оформление спектакля”, “Драматургия”, “Пластическая импровизация”, “Актерское мастерство и режиссура”.
Идея вынашивалась давно. Многие театральные педагоги ощущали, что готовые спектакли не позволяют по-настоящему показать уровень развития каждого детского театрального коллектива. Всегда возникает вопрос: что оценивать? Режиссерское мастерство руководителя? Уровень специальной подготовки детей? Материальные возможности спонсоров?
Безусловно, в спектакле всегда виден уровень общей культуры коллектива. Но это такая трудноизмеримая величина, что выработать адекватные критерии для ее оценки вряд ли возможно. Когда работа оценивается в профессиональных театральных конкурсах, кипят нешуточные страсти. Но там хотя бы люди разговаривают на одном языке, есть безусловно профессиональное жюри. На детских театральных фестивалях все иначе, особенно когда это фестивали городского или даже окружного, районного уровня.
С двадцатых годов прошлого века идут споры о том, каковы особенности эстетики театра, где играют дети, каковы его педагогические задачи, в чем его основное культурное назначение. Но за столетие проблема не прояснилась, скорее наоборот. Самая большая боль – никто из жюри даже не пытается всерьез обсуждать, профессионально разбирать увиденное и объяснять взрослым и детям, что же они на самом деле творят. “Мы так часто видим полную бессмысленность представления спектаклей на детских фестивалях, – говорят многие театральные педагоги, сами в прошлом профессиональные актеры. – На сцену выносится такая фальшь, беспомощность. И все эту псевдотеатральность хвалят”. Разумеется, фестивали спектаклей нужны, без этого нет театра. Но важно помнить: если уж мы замахиваемся на создание спектакля с детьми, то должны быть готовы к тому, что скидок на “детишек” и на “бедность” не будет. Все должно быть по-настоящему. Если педагог берется заниматься школьным театром, он просто-таки обязан подумать, как он эстетически оправдает возраст актеров и скромные постановочные средства. Иначе он неминуемо вовлечет детей в круг художественной “приблизительности”, которую Станиславский называл ложью.
Но что же взамен? Например, импровизация, как предлагают создатели “Театрального фургона”. Хотя и понимают – живая театральная игра не скоро займет достойное место внутри школьного театра. Но движение – это жизнь и надежда. Поэтому “Театральный фургон” снова отправляется в путь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"