Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТВОЙ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ 
 

Алексей ТЕРЕЩЕНКО

Как я проиграл историческую битву

Пятнадцать лет прошло, а я все помню тот сентябрьский провал. Обида осталась только на себя: урок истории для выпускника пединститута был далеко не первым, даже не считая обязательной практики в школах под наблюдением методистов. Я просто не оценил «противника», и... сражение было бездарно проиграно.
Однокурсники считали меня докой в учительских делах, так как в отличие от них я с первого курса преподавал. Если бы им рассказали, что их главный педагогический консультант не справился с шестым классом, соратники по альма-матер даже не стали бы злорадствовать, а просто бы удивились. В качестве оправдания замечу, что в той школе, где мне было так комфортно все годы обучения в институте, нагрузка была маленькой, условия тепличными, да и в то время мне казалось, что детей на уроке надо больше развлекать, чем учить. Высадка «растения» в суровую почву состоялась как раз перед распределением. В родных пенатах объявили, что отныне я молодой специалист и они не могут обеспечить мне полную нагрузку. Посему в роно уже решили, что я стану организатором внеклассной работы в одной из спецшкол района.
– Кроме административной работы будете еще вести уроки истории, – объявила свою волю уже новая директриса.
Хотелось бы верить, что нынешние выпускники пединститутов гораздо прагматичнее нас, начинавших работать в 86-м году. Надеюсь, они понимают, что свое трудоустройство в школе надо начинать с поиска хорошего директора. У меня выбора не было. Мой новый руководитель считал, что я должен семь дней в неделю с утра до позднего вечера заниматься досугом школьников и при этом находить силы для марксистского толкования истории.
Шестому «Б» было абсолютно наплевать на мои проблемы. У него была репутация самого сложного коллектива в школе, который с удовольствием мучил новых учителей. Но это я узнал уже потом, а тогда коллеги решили не предупреждать нового работника, чтобы дать ему возможность самому обрести в их глазах необходимый авторитет.
Сейчас уже трудно припомнить, на каком именно уроке мы не сошлись характерами с шестиклассниками. Все встречи с шестым «Б» слились в одну серую полосу. Возможно, им просто не нравился сам предмет – на вводном занятии самым ярким ответом на вопрос: «Для чего нужно изучать историю?» – было: «Для того чтобы решать кроссворды». Строптивые подростки подготовили для меня известный любому учителю набор средств доведения до белого каления: солидарная неготовность к уроку, мычание, массовый топот, выкрики: «Вы нам это не объясняли», «А почему вы так низко оцениваете мои знания?» Запись в дневнике, вызов родителей и беседы у классного руководителя ни к чему не приводили – контакта не получалось. Может быть, потому, что я не уделил конфликту должного внимания, считая, что само как-нибудь рассосется. Тем более что в тот момент мне казалось, что главная моя задача – организация внеклассной работы.
Потом было много школ и классов. Но таких противников собственного обучения я больше не встречал. Сейчас, поднабравшись жизненного опыта, я мечтаю о реванше. Конечно, более глупой идеи не существует, но обиженное сознание постоянно находит новые аргументы. За прошедшие годы я научился вести дискуссию, поднаторел в риторике, психологии полемики, стал теперь более серьезным соперником шестого «Б». Я бы легко мог заставить этих трудных детей себя слушать, не прибегая к методам палочной дисциплины. Да и за прошедшие пятнадцать лет история перестала быть наукой, обслуживающей класс-гегемон. Вырастив собственных детей, я почему-то хочу доказать этим мальчишкам и девчонкам, что коллективный отпор учителям непродуктивен, гораздо важнее сделать их своими соратниками и наставниками. Мало того, теперь я знаю, как энергию сопротивления направить в конструктивное русло, как помочь им самим добиться истины на историческом поприще. Но встретиться вновь нам не суждено, и возможно, в этом высшая мудрость. Меня многому научили эти упрямцы. Интересно, а что они теперь думают обо мне?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"