Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТВОЙ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ 
 

Татьяна ТРУСОВА,
учитель словесности
школы № 1314
Москва

“Ты что стоишь?
Садись ко мне за парту!”

Первый урок? Конечно, помню. Когда я вошла в класс, ребята уже ждали новую “училку”.
На меня сразу обратил внимание самый маленький мальчик по фамилии Козликов: “Ты чего стоишь? Новенькая? Садись вон там в углу рядом со мной, там место свободное”. Мне было тогда 20 лет, а выглядела я десятиклассницей. Никто в классе и не предполагал, что “училка” может быть такой юной. Я продолжала стоять у дверей и слушала, как ребята обсуждали между собой козни, которые они устроят новому преподавателю.
Вдруг дверь распахнулась, и в класс вошли директор – дама вдвое крупнее меня – и методист. Директор спросила: “В чем дело? Почему все стоят? Займите свои места”.
Ребята расселись, и я была представлена. “Это ваша новая учительница, у нее педагогическая практика, и она будет три месяца вести у вас уроки русского языка и литературы”.
Вот тут и раздался дружный хохот, причем я смеялась вместе с детьми.
“Это они не над нами смеются...” – объяснила я недоумевающим представителям администрации.
Так что с ребятами мы стали знакомы еще до начала занятий, что существенно облегчило мою задачу.
Директор с методистом сели на заднюю парту, чтобы записывать мои ошибки, которые я сделаю, но записывать особенно ничего не пришлось.
Как только я объявила тему “Причастия”, руку подняла Люда Максакова: “Скажите, а что вам самой было трудно в этой теме? Я никак не могу разобраться с этой таблицей!”
Я призналась, что это одна из самых смутных тем в русском языке и я сама долго не понимала ее, пока не догадалась, что все дело в двух разных основах глагола быть. В этот момент кто-то бросил с места: “По давней русской традиции доставлять неприятности иностранцам”. Совершенно верно, подхватила я и вызвала к доске Козликова, который потом часто на моих уроках, что называется, отдувался за всех.
Потом мы записали правила в виде арифметических формул: “быть” плюс суффикс “вш” равняется бывший и “будь” плюс суффикс “ющ” равняется будущий. Помню, что ребятам эти формулы понравились.
Мой первый урок понравился и директору, которая по его завершении предложила мне прийти работать в эту школу. А я вывела для себя правило: занятие должно идти быстро и весело. И еще одно: чтобы настороженность первой встречи с детьми превратилась в атмосферу сотрудничества, надо постараться быть “по их сторону баррикад”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"