Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТВОЙ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ 
 

Елена ЛИТВЯК

Однажды, первого сентября…

Если бы кто-нибудь сказал мне в мой последний школьный день, что выберу учительскую профессию, наверное, убила бы его на месте. Я собиралась быть кем угодно – археологом, режиссером, писателем, журналистом, врачом – только не учителем! Моя школа вызывала самые грустные воспоминания. Но прошло всего лишь два года – и я стала работать в начальной монтессори-школе, выбрав педагогическую дорожку как единственную, мою.
Оказалось, что в учительской жизни запросто помещаются жизни путешественника, ученого, писателя, режиссера и для других еще место остается. Правда, в том случае, если учитель не приходит давать уроки, а искренне и по-настоящему строит вместе с учениками живую школу.
Наверное, именно поэтому мне никогда не удавалось хоть раз прийти к ребятам с маленькой дамской сумочкой, даже первого сентября. Вечно это был вместительный рюкзак, набитый всякой всячиной. В свое самое первое сентября я положила туда огромную простыню и краски – рисовать, сидя на полу, огромную общую картину. Я собиралась знакомиться с моими первоклассниками именно таким образом. Когда через несколько дней мы договорились устроить в классе торжественное открытие “летнего музея” – рюкзак почти до половины наполнился ракушками, камушками, фотографиями. Потом их сменили книжки всех размеров: научившись читать, каждый просил подобрать что-нибудь лично ему, и если не хватало школьных запасов, приходилось нести из дому.
Но это было уже значительно позже. А в то самое первое утро я потеряла бантик от туфли. Торопилась на линейку и потеряла где-то на дороге. Ужасно переживала: как же я целый день прохожу так, мне нельзя, я же теперь учительница! Я и не предполагала, что все это будет совершенно не важно всего через несколько минут. Линейка, звонок, родители остались там, за окном, а мы здесь, на полу нашего класса начали ткать потихоньку коврик общей счастливой жизни. И в ней, оказывается, совершенно запросто умещалась молоденькая учительница с растрепанной туфлей. Никто не обратил на нее внимания. Слишком много было всего другого, нового, и сами ребятишки были сегодня другие, новые. Совершенно не подозревая об этом, они научили меня одной очень важной вещи – принимать человека таким, каким он сейчас стоит перед тобой. Эти первые мои дети теперь уже довольно взрослые и наверняка не
помнят эту историю. А я помню. Что бы с тобой ни случилось, я все равно тебя люблю – это стало для меня самым главным в педагогике на всю жизнь. На основании этого рождались потом интересные погружения в мир книжных героев, удовольствие от решения трудных задачек, путешествия по родному городу, выставки и проекты.
…”Здравствуйте, я рада вас видеть!” – улыбнулась я. Они улыбнулись в ответ – кто неуверенно, кто доверчиво и открыто. Так мы и будем теперь встречаться каждое утро: улыбаться и смотреть друг другу в глаза. Каждый день я буду доставать что-нибудь из своего огромного рюкзака. И уносить с собой ворох рисунков, сочинений и неожиданных признаний. Буду думать над ними возле лампы в тихом вечернем доме, как настоящий ученый. Писать о нашей жизни восторженно и вдохновенно, как полагается сочинителям. Придумывать режиссерские ходы наших первых маленьких спектаклей. Это и значит для меня быть учителем. Я выбрала для себя именно такую жизнь однажды первого сентября.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"