Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N56

Геннадий МЕТЕЛЕВ

Шансы Печорина

Долинина С.Я. Литературный турнир: разработки уроков для 6–11 классов.

Долинина С.Я.
Литературный турнир: разработки уроков для 6–11 классов.
М.: Флинта: Наука, 2001. – 224с.

«Что наша жизнь?..» И дальше такое емкое, сакраментальное, отчаянное: «Игра!!!» Эдак басовито, по-шаляпински. Кто-то, может быть, не согласится с таким ответом. А мы вовсе и не собираемся затевать мировоззренческие прения. Но непроизвольно – хотите того или нет – память выдает этот музыкальный фрагмент – заставку к знаменитой телевикторине. Я листаю «Литературный турнир» С.Я.Долининой.
Методисты советских времен не особо баловали школьников изысками. Эмансипация школы повлекла за собой совершенно естественный «прорыв» в области методического обеспечения. Работать по старинке уважающий себя и учеников педагог не может, не должен. Сейчас никому не нужно особо объяснять эффективность «игрового начала» в обучении. Рассматриваемое издание раскрывает материалы программы по литературе (с 6 по 11 класс!) через серию сценариев «литературных турниров-уроков». С древнейших времен человечество играет, соревнуется. Агональность – рискнем сказать – лейтмотив античности, эпохи заложившей основы европейской цивилизации, нашей цивилизации. Интеллектуальные дуэли – любимейшее времяпрепровождение тех же греков. Вспомним, что каждая копия-издание драматургических произведений обязательно сопровождалась списком регалий, сведениями о том, сколько раз и на каких Играх побеждал данный текст.
Итак, турнир-урок. Нет, просто Турнир! Адреналин… азарт… активизация глубинных пластов психики – не больше и не меньше. И при этом главное достоинство книги – ее утилитарность. Это детально проработанные, реальные сценарии (или планы-конспекты) урока. Тематический охват – от древнегреческих мифов и баллад Жуковского до «Мастера и Маргариты» Булгакова. Справится и студент-практикант, а преподаватель с опытом – и подавно. Но и, конечно, внесут что-то свое, дополнят. Сам автор призывает относиться к своим разработкам как к «конструктору», неким исходным моделям.
Автор проводит принципиальную черту между предложенной «турнирной системой» и различного рода викторинами. Отличие же вот каково: для викторины не суть важна, глубина постижения материала; хорошая, быстрая память, репродуктивный уровень – и все. Но кроссворды можно и дома, на досуге, решать… Турнирные же конкурсы «строятся не на выборочном, а на системном анализе произведения». «Художественный текст рассматривается в его ключевых аспектах, таких, как тематика произведения, проблематика, идея, изображенный мир, художественная речь, композиция» (с. 7). И ребята работают. Мыслят, анализируют, а не просто припоминают все два часа, что длится турнир-урок.
Теперь об организации турнира. Класс делится на две играющие команды и болельщиков (что весьма условно: ведь болельщики также активны). Далее – конкурсы… Нет смысла раскрывать их содержание (исчерпывающее описание – в книге), скажем только, что они достаточно типичны и знакомы по игровым передачам. Разминка, конкурс капитанов, конкурс болельщиков…
Особенно интересен конкурс артефактов – «Мир литературных вещей». Учащиеся знакомятся с «фактурой» литературного бытия, пытаясь угадать литературные связи и значение реального исторического предмета. Приносят детям череп и просят откомментировать «вещдок». Один берет в руки и с ходу: «…Бедный Йорик… Я знал его, Горацио...» А другой: «Ничего подобного! Из этого черепа пил Воланд… на балу у Гоголя. Близь Диканьки... А потом – Вещий Олег наступил… случайно…» Судя по опыту автора пособия (а он немалый – семь лет турнирной «обкатки»), такие курьезы нередки. А может быть, кто-то совсем «продвинутый», готовый Андроников, скажет: «Ибикус! Помните, у Алексея Толстого… “Похождения Невзорова”». Для игроков «этот конкурс один из самых интересных и привлекательных». Хотя с наличием реальных исторических предметов могут возникнуть вполне объяснимые сложности (хорошо бы иметь под рукой знакомых антикваров, а можно просто проводить занятия в музее).
Вообще с игроками не стоит особо церемониться. С.Я.Долинина предлагает нарочно «путать», подстраивать каверзы и ловушки. Скажем, по «Капитанской дочке»: яицких казаков назвать донскими, а следственную комиссию по пугачевскому бунту перевести из Казани в Рязань (с. 43). Это – ради проверки знания на общую топографию произведения. На взгляд разработчика, допустимо смешивать даже несколько исторических эпох и произведений.
Ну и внутри произведения всегда найдется материал для каверз. В романе «Отцы и дети» Кирсанов собирается за границу, «чтобы хотя немного рассеяться… но настал ...-й год»... Внимание, вопрос! Что это был за год и почему Кирсанов не смог-таки уехать за границу, как собирался? Ответ: 1848 год. Очередная революция во Франции, распространения которой за пределы Западной Европы боялись в России. Выезд за границу был запрещен… (с. 43). Молодцы наши дети, коль справляются с такими заданиями. Есть все шансы на филфак, да и куда угодно!
Проникшись идеей, мы тут же решили прикинуть шансы Печорина. В порядке экспериментальной апробации, так сказать. Память, правда, уже не та… поэтому лермонтовский текст-шпаргалку – перед глазами. Ну, начать с того, что пистолет Печорина был не заряжен… А секундант Печорина – доктор Вернер – совсем не так надежен и решителен, как драгунский капитан, секундант Грушницкого. Вернер: «Я не умею зарядить пистолета… подстрелят вас, как птицу…» А кому выпал жребий стрелять первому? Грушницкому. А кто не спал всю ночь, читая «Пуритан» и размышляя о бренном? Кто легкомысленно не выспался перед важным и ответственным мероприятием? Печорин… А стреляли господа военные, «кавказцы», верно, одинаково метко… С шести шагов и промазать… Господин Грушницкий!.. Ай-ай-ай.
Но с другой стороны, мотивация у Печорина сильнее, и автор на его стороне… Удачи вам, господа дуэлянты-конкурсанты.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru