Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N56

Елена КАРТАШОВА

«Цицероном может стать каждый»

Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи

Воробьева К.В., Сергеева Е.В.
Практикум по русскому языку. Культура речи:
Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов.
СПб.: Союз, 2001

Нет, авторы пособия «Практикум по русскому языку. Культура речи» не делают таких сенсационных заявлений. К.В.Воробьева и Е.В.Сергеева целью своей работы называют выработку навыков «правильно произносить слова, образовывать словосочетания и предложения, употреблять нужные слова в том значении, какое они имеют в современном русском языке».
Надо сказать, что данное пособие вовсе не является уникальным. В последнее время издается большое количество различной учебной литературы аналогичного содержания: справочники, словари, практикумы, шпаргалки, тренинги, самоучители. Авторы этих изданий (преимущественно брошюр) обещают быстро, грамотно и, главное, без финансовых затрат на занятия с репетитором, сделать речь вашего ребенка красивой и правильной и, в результате, помочь ему успешно сдать школьные и вступительные экзамены по русскому языку.
Учебное пособие К.В.Воробьевой и Е.В.Сергеевой состоит из трех частей. Это упражнения по культуре речи, комментарии к ним и приложение. В задания, предложенные авторами книги, включены вопросы по орфоэпии, морфологии, синтаксису, лексике и стилистике русского языка. Проштудировав это пособие, подросток сможет грамотно просклонять сложное числительное, запомнит, что выражение «играть значение» в русском языке не существует, и, возможно, удивится, узнав, что детская болезнь коклюш произносится с ударением на второй слог. Кстати, в постановке ударений авторы особенно категоричны, ни одного случая «двойного» ударения здесь не указано. Тем более обидно, что издание грешит рядом опечаток, среди которых есть и принципиальные. Так, из этого пособия любопытный отрок не узнает, как же правильно надо произносить слово «обеспечение». В качестве ответа на задание ударение поставлено на четвертый слог «че», а в кратком словаре ударений – на третий «пе».
Некоторые упражнения по синтаксису и стилистике даны в форме предложений с ошибками, поскольку обычно именно в таком виде задания по культуре речи предложены в государственных экзаменационных тестах. А где больше всего ошибок? Конечно, в школьных сочинениях. Так что новые выпускники вполне могут поблагодарить своих неграмотных предшественников за щедро предоставленный учебный материал.
В комментариях к упражнениям К.В.Воробьева и Е.В.Сергеева указывают на ошибки и даже объясняют причины их появления, но вот правильный ответ, более уместное в конкретном случае слово, авторы подсказывают далеко не всегда. Дескать, чем заменить все эти «драпать», «лопать», «наводить шорох» (и это в нейтральном контексте школьного сочинения!), думайте сами. Видимо, даже у опытных педагогов опускаются руки от того, что «Ленский начал хорохориться».
Повторю, что особое внимание авторы уделяют именно «школьным» ошибкам, неправильному употреблению лексики, наиболее актуальной для старшеклассников и абитуриентов: «образ», «герой», «роль», «действие», «тема». Подробно анализируются и случаи неверного использования фразеологических оборотов, например: «Чаша его терпения наконец лопнула».
Подобные опусы, а также словосочетания вроде «любимая мозоль» или «антонимическая» пара «паркет – линолеум», возможно, вызовут улыбку даже у находящегося в состоянии постоянного стресса подростка-абитуриента.
Выгодным отличием этого пособия от аналогичных является обширное приложение, кстати, оно составляет более половины от объема всего издания. В приложение входят восемь словарей.
Это краткие словари синонимов, антонимов, паронимов, ударений, современных заимствований, устаревших слов, наиболее часто встречающихся в произведениях школьной программы, и орфографический словарь. Создатели пособия рассчитывают, что с помощью этих словариков школьник сможет закрепить полученные знания и расширить свой лексикон.
Однако не стоит забывать, что для подготовки к любой форме экзамена по русскому языку одного учебного пособия явно не достаточно. И выпускнику все же придется обратиться к более фундаментальным трудам, в том числе и по культуре речи.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru