Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА 
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА 

Иван ОКУЛОВ,
Анастасия РЯЗАНОВА

Не торопитесь в первый вагон

У вашего «поезда» – свое расписание

О том, как подготовить к школе проблемных первоклашек, нашему корреспонденту   рассказывает психолог Центра лечебной педагогики Анастасия РЯЗАНОВА.

– Представьте себе мир в виде простой луковицы, где в центре – ваш ребенок. Первая оболочка – родители. Затем братья, сестры, родственники, товарищи по играм, учителя, школьники. Все эти социумы и есть «луковка жизни». На каждом уровне ребенка должны принять как сына, как ученика, как друга. Ваша задача – помочь ему в этом продвижении в мир.
– То есть надо как бы проиграть ситуацию, устроить своеобразный театр?
– Очень важно, чтобы ребенок еще до школы получил опыт пребывания в разных сообществах, в разных социальных средах. В Центре лечебной педагогики мы стремимся создать широкий спектр терапевтических сред и вместе с ребенком их освоить. Занимаемся в основном с детьми, имеющими множественные нарушения развития, из-за которых они чаще всего не попадают в школу вообще. Пытаемся «разбудить» и самих детей, и глухое к их проблемам общество. Для приготовишек оборудован небольшой уютный класс с партами и доской. То есть воссоздана обычная школьная обстановка.
Но самое главное в подготовке – социальная адаптация. Дети примеряют на себя роль ученика, знакомятся с партнерами по социуму – другими учениками, учителем. Узнают на практике правила поведения: на уроке нельзя играть, нужно слушать учителя. Пошалить можно, но на перемене.
Маленькому человеку, имеющему нарушения развития, сложно концентрироваться, он быстро устает. Поэтому уроки очень короткие и после каждого следуют моменты, приносящие расслабление и радость: игра, чаепитие с различными вкусностями и так далее.
Еще очень важен подбор групп. Мы считаем, что они должны быть интегративными, чтобы в одну группу попадали дети с разными проблемами и разными способностями. Для одних – это проблема эмоционально-волевой сферы общения. При этом интеллектуальные возможности могут быть выше, чем у детей, у которых ведущими являются интеллектуальные нарушения, а эмоциональная сфера сохранена. Другие гораздо более развиты эмоционально. Например, ребята с синдромом Дауна чувствительны, но часто имеют определенные поведенческие проблемы. При правильном обучении, взаимной заинтересованности учителя и родителя они могут быть сняты.
– А какие-то специальные навыки они в это время приобретают?
– Разумеется. На индивидуальных занятиях дети учатся читать, писать, считать, складывать разрезные картинки. Конечно, не все могут этому научиться, но мы стараемся максимально реализовать возможности каждого ребенка. В группе дети осваивают в основном социальную сторону школьной жизни, связанную с системой отношений, социальных ролей и правил. Умение сидеть на уроке – тоже ведь специальный навык.
Большинство малышей приходят в школу, уже умея читать и считать. И вдруг через месяц-другой наступает регресс. Почему? Потому что помимо собственно знаний ребенок начинает осваивать новые правила жизни – писаные и неписаные. Сильно изменяются отношения со сверстниками и взрослыми, возникают и чисто учебные проблемы. Ребенок может элементарно не успевать за темпом изложения материала. Или, например, учитель требует читать и писать не так, как он делал это в привычной домашней обстановке.
Запаситесь терпением и начните подготовку будущего первоклашки заранее. Познакомьте его с учителем, покажите школу. Проведите по всему зданию, расскажите про классы, учеников и учителей, про уроки и перемены. Покинуть школу после первого посещения лучше на какой-то приятной ноте.
– Что делать, если ребенок не ходил ни в детский сад, ни в центр, подобный вашему, а сидел дома с любящей бабушкой?
– Отсутствие социального опыта, безусловно, осложнит ему вхождение в школьную жизнь. Ребенку с проблемами развития требуется гораздо больше времени на освоение новой среды. Придется внести в обычный режим и систему отношений в семье существенные коррективы.
Главное, чтобы в предшкольный период ребенок оказался в ситуации большей ответственности и самостоятельности, освоил навыки самообслуживания: сумел завязать шнурки, расстегнуть-застегнуть крючки, молнии. Заранее купите ему портфель. Пусть он научится обращаться с ремешками, раскладывать карандаши, ручки, счетные палочки, тетрадки. Если он уже умеет убирать за собой игрушки, эта задача значительно облегчится. Потому что собрать портфель и ничего не забыть при этом не так-то просто. Можно проводить занятия, развивающие мелкую моторику. Начните с рисунка, аппликации, лепки.
Поддержите его старания. Не забывайте постоянно проговаривать с ребенком предстоящую новую жизнь. Поиграйте с ним в школу. Вспомните собственный опыт. Рассейте страхи шуткой, поддержите примером.
– В какую школу лучше определить ребенка с олигофренией или другим серьезным заболеванием?
– Ребенок с нарушениями развития должен быть максимально интегрирован в обычное общество. Уже на уровне подготовки к школе желательно не собирать в группу детей с одним диагнозом. То же самое относится и к школе. Лучше, когда в классе и обычные дети, и дети с какими-либо нарушениями: общения, в эмоциональной, интеллектуальной или иной сферах.
Мы выбираем школу с учетом максимальной перспективы развития ребенка. Год или даже два готовим ребенка, а дальше он идет на медико-психолого-педагогическую комиссию, и родители стараются получить направление в ту школу, в которой ребенок сможет реализовать свой потенциал.
– Такая комиссия – серьезный экзамен и для ребенка, и для родителей. Возможны проблемы?
– Да. Особенно для ребенка с проблемами в эмоциональной сфере. Незнакомая ситуация, ситуация экзамена легко может его травмировать, не позволит проявить тот уровень возможностей, который он демонстрирует в привычной обстановке.
Существуют и другие проблемы. Еще совсем недавно ребенка с выраженными нарушениями развития просто вычеркивали из жизни: мол, он необучаемый, сдавайте его в собес, и дело с концом. И сегодня могут посоветовать сдать ребенка в специнтернат. Но официально подтвердить, то есть выдать документ с формулировкой «необучаемый», комиссия уже не вправе. Она обязана предложить варианты обучения. Каждый ребенок имеет право на жизнь в семье и образование независимо от состояния и диагноза.
Школьные проблемы гораздо чаще возникают не с умственно отсталыми детьми, а с детьми с сохранным интеллектом, но не обладающими социальными навыками.
– Какой выбрать класс? Обычный или коррекционный?
– Опыт начальных классов крайне важен для дальнейшего обучения. У детей складываются особые отношения с учителем. Родители тоже должны постараться. От того, как сложатся их собственные с учителем взаимоотношения, многое зависит. Там, где по той или иной причине «не приняли» родителя, могут «не принять» и ребенка. Для того чтобы понять, будет ли вашему сыну (дочери) комфортно в выбранной вами школе, сходите туда сами, поговорите с родителями, дети которых там уже учатся. Поговорите с будущим учителем. Посмотрите внимательно, как чувствуют себя ребята, как ведут себя на перемене.
Первое время ребенку, возможно, придется посещать школу не одному. В идеале это мог бы быть социальный работник или социальный педагог. К сожалению, таких специалистов в школе, как правило, нет. Поэтому роль сопровождающего может выполнять мама или кто-то из близких. Хотя здесь могут возникнуть определенные сложности: с одной стороны, ребенок как ученик уже отделился от семьи, с другой – он все еще нуждается в опеке.
Класс, в который вы устраиваете ребенка с выраженными нарушениями развития, должен быть небольшим – 10–15 учеников. Если речь идет о ребенке с более легкими проблемами, подумайте, что для него наиболее приемлемо: небольшая тихая компания, когда он постоянно у учителя на виду, или относительно большой класс, где шумнее, зато легче спрятаться за спины других, остаться незаметным и не отвечать на каждом уроке. Выбирайте сами, что вам кажется более правильным.
– Ребенок стал отставать, может быть, стоит на время забрать его из школы?
– Сначала разберитесь, почему это случилось: действительно ли ребенок не может справиться с программой или за этим лежат другие проблемы? Конфликтные отношения с учителем, одноклассниками или проблемы в семье. В некоторых случаях лучше прервать обучение или перевести ребенка в другой класс, в другую школу. Иногда хватает лишь дополнительных занятий.
Возможно, необходимо подобрать другие формы обучения. Согласиться на игротерапию или семейную терапию, хотя, казалось бы, учебные и семейные проблемы между собой не связаны. А может, стоит просто снизить нагрузку. Какие-то уроки, вызывающие отторжение, посещать меньше. Остановиться на тех предметах, которые ребенку нравятся, – чтении, музыке, физкультуре.
Учить его дома тоже никто не мешает. Это сложно, но возможно. Нетрудно оформить и экстернат. Главное – найти общий язык с учителем и директором. Однако всегда помните, что школа – это не только место обучения, но и среда социализации ребенка и одна из ступеней его интеграции в общество.
– А если все же постигла неудача и из школы пришлось уйти?
– Не надо торопиться попасть в первый вагон. Иногда ребенка отдают в школу, а он к ней абсолютно не готов. В отдельных случаях действительно обучение лучше прервать и начать заново через год. В конце концов, и студенты берут академку.
Для детей с нарушениями в развитии возраст, когда они готовы к обучению, наступает позднее. Ваш ребенок может пойти в школу и в восемь лет, и в девять, и в десять. У него свой путь. Не надо забывать и того, что дети с выраженными проблемами часто одарены в какой-то одной области. Вот у нас был мальчик музыкально одаренный, но с очень серьезными отклонениями в поведении. Агрессивный, мог ни с того ни с сего немотивированно ударить соседа, из-за чего в обычную школу он не попал. А в музыкальную взяли. Здесь он в своей среде, здесь ему интересно, поэтому многие проблемы сглаживаются.
В любом ребенке надо нащупать особое пристрастие, развив которое можно достичь успеха. А затем перенести этот успех и на другие сферы.
– Дети бывают так жестоки. Особенно к «белым воронам» и к «гадким утятам». Как избежать конфликта?
– Я бы так не сказала. Детское сообщество сильно ориентировано на того взрослого, мнение которого для него важно. Присмотритесь: если дети видят, что какой-то ребенок особенный, и ощущают негативное отношение к нему его отца или матери (бывают, к сожалению, и такие родители), то они просто развивают это отношение. Более того, дети чувствуют то, что взрослые часто не произносят вслух. И демонстрируют это буквально, доводя ситуацию до жестокости.
В классе учитель может и должен создать такую атмосферу, при которой помочь слабенькому Васе или Пете будет почетно. Тогда особенный ребенок окажется нужным классу. Ведь, говоря об интеграции, нельзя забывать, что она важна и для обычных, здоровых учеников. Если не научишься помогать другим – нормальным человеком не вырастешь.
– На что еще нужно обратить внимание в первом классе?
– На опыт успешности. Но не спешите теребить первоклашку сразу. Первые несколько месяцев – период адаптации, освоения новой социальной ситуации, своей роли в ней. Итоги будете подводить через год.
– Ну а самый первый день? Как провести этот праздник?
– Программу первого дня узнать заранее. Подготовить малыша к тому, что будет. Не ставить ребенка с эмоциональными проблемами в первые ряды. Посмотреть, чтобы рядом с ним не рвались хлопушки, не происходило каких-то особенно ярких событий, громкого шума. Иначе он может отреагировать неадекватно.
Важно, чтобы первая бурная, эмоциональная реакция не привела к отказу ходить в школу. Может быть, стоит постоять рядом с ребенком.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru