Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВНЕКЛАССНЫЙ ЧАС 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Эпохи в ритме вальса

Танцевать любят все – и дети, и взрослые. Кто-то стесняется, кто-то танцует по правилам, а кто-то без смущения скачет как умеет. Многие ходят в танцевальные и хореографические кружки. Но большинство все же считает танцы развлечением, хобби, не больше. А ведь когда-то, в давние времена, это было священнодействием. Танец объединял человека с миром, с другими людьми, с самим собой, с собственным телом и душой. Только когда это было?..
Впрочем, и сегодня есть люди, которые не дают порваться нити времени. По неясным описаниям, картинам они восстанавливают извечный порядок – порядок движений, порядок мыслей. Энтузиасты не ограничиваются работой в архивах. Они хотят танцевать, радовать себя и других. Тогда им приходится стать педагогами, хотя сами они порой не замечают, как это произошло.
Алина Горченко, участник августовского педагогического фестиваля, учится в Петербургском университете на факультете биологии. Несколько лет назад, устав от нашей «сидячей цивилизации», она увлеклась средневековыми европейскими танцами времен Шекспира, затем более ранними (в тьму веков, к кельтам и галлам). И вот постепенно из ученицы кружка исторического танца превратилась в наставника. Сегодня у нее своя студия, к ней приходят школьники, студенты. Зачем? Почему они выбирают не рэп, не брейк? Трудно сказать. В любом случае раз пришел – становись мастером на все руки. Ведь танец лишь знак жизни. Он может быть агрессивным и разорванным, а может – цельным и изысканным. Какая жизнь, такой и танец.
В древние времена человек все делал сам. Значит, сам выбирай себе фасон костюма и прически, подходящие к танцу и эпохе. К твоим услугам советы старших, книги, альбомы с репродукциями, музеи северной столицы, наконец. Вот вам курс истории и мировой художественной культуры в свободное от школьных уроков время. Теперь задуманное надо осуществить. Ребята учатся шить, вышивать, плести кружева, делать искусственные цветы. Да мало ли что еще надо уметь, чтобы выглядеть знатным господином или придворной дамой времен короля Ричарда!
Танец выучен, костюмы сшиты. Артистов часто приглашают на выступления. Алина нам показывала видеокассету с записью одного из ежегодных карнавалов в Царском Селе, где танцевали ее ребята и другие коллективы исторического танца. На «средневековой поляне» кельтский танец увлек многих зрителей, которые пусть на несколько минут перестали наблюдать со стороны за происходящим, а включились в живое действие.
Постепенно концертные номера перестают удовлетворять артистов. Им хочется пожить в образе подольше. Тогда можно устроить бал или рыцарский турнир. Не понарошку, как это бывает на классном огоньке Восьмого марта, а всерьез. Снова приходится сесть за книги. Узнать, как вели себя на балах, о чем говорили, во что играли. В конце концов, как знакомились. Ребята внимательно прорабатывают горы специальной и художественной литературы, выясняют мельчайшие подробности. В сущности, знакомая многим педагогам форма исторической игры. Нужно ли говорить, сколько она дает участникам и даже просто зрителям в плане исторического, гуманитарного образования. А сколько начинаешь понимать про самого себя, насколько другими становятся даже повседневные отношения с людьми! Разве можно забыть, что такое прямая спина, плавный взмах руки, рыцарская отвага, благосклонная улыбка прекрасной дамы!
На фестивале в Финляндии Алина вела мастер-класс, чтобы школьные педагоги смогли хотя бы представить, как увлекателен мир средневекового танца. Ей пришлось преодолеть немало трудностей. Во-первых, конкуренция с прикладными методическими семинарами, которые шли в то же самое время и отвлекали учителей. Ведь они приехали заниматься серьезным делом, а не танцевать. Во-вторых, были проблемы с аппаратурой, поэтому в итоге пришлось попросить юного музыканта Арсения Строковского, чтобы он аккомпанировал. К сожалению, Арсений не знал старинных галльских мелодий, зато чудесно играл румынскую песенку. И живая музыка оказалась, конечно, лучше механической. И нашлись люди, не считающие танцы пустой забавой. На заключительном празднике старинный французский танец объединил всех, напомнил давно забытое чувство согласованного гармоничного движения. Кстати, ужасно похоже на русский хоровод. Ритм другой – смысл тот же.
Кому повезло жить в Петербурге, тот, конечно, может показать своему ученику, «личному ребенку» эту заметку и вместе с ним отправиться на занятие в танцевально-исторический кружок. (Электронный адрес Алины есть в редакции.) Жителям всех прочих городов не стоит расстраиваться. Подобные коллективы есть во многих местах. А если в вашем нет пока, возможно, именно вы станете родоначальником. Поговорите с ребятами...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru