Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Овена КОРСУНОВА

Какую страницу мы ищем в Сети?

Записки интернет-путешественника

В русскоязычном Интернете вы можете обнаружить любопытный документ – результаты опроса российских учителей о том, каким, по их мнению, должен быть идеальный образовательный ресурс в Сети. Первая же строка гласит, что ресурс должен «отвечать требованиям Министерства образования». Странная позиция, согласитесь. Не хочется принимать ответственность на себя – спросим министерство.
Читая дальше, узнаем, что идеальный сетевой образовательный ресурс должен «содержать информацию и для учителя, и для ученика», «иметь возрастные ограничения и учитывать возрастные особенности», «быть максимально наглядным, доступным, сгруппированным по тематике, понимаемым, лаконичным». Эти условия можно считать общедидактическими, применимыми к любому образовательному средству – не только сетевому. По крайней мере, они перекликаются с известными по учебникам педагогики принципами наглядности, доступности, систематичности. Хотя непонятно, чем измерить, максимальная у ресурса доступность или нет, особенно если он предназначен и для взрослого, и для ребенка. И почему он, например, должен быть лаконичным, а не подробным?
Не забывают участники опроса и о том, что ресурс должен создаваться компетентным автором и иметь обратную связь, а также не дублировать учебники. С этим можно только согласиться. Потому что особенно обидно, когда информация чем-то заинтересовала и хочется обратиться к создателю страницы, а ни почтовый, ни электронный адрес не указан. Хотя, с другой стороны, если говорить об учебниках, откуда возьмутся компетентные авторы для разработки в Интернете принципиально иных учебников, ведь эти авторы наверняка уже успели придумать учебник на бумаге? Скорее можно надеяться на создание комплекта обучающих программ разных авторских коллективов, которые (программы) хорошо если будут дополнять друг друга.
Содержание образовательного ресурса, по мнению учителей, должно быть представлено «разнообразными дидактическими материалами для работы классных руководителей (проведение родительских собраний, классных часов, выпускных вечеров)», «каталогом свежих изданий по интересующим вопросам» (интересующим кого?), «олимпиадами, викторинами, конкурсами», «материалами для проведения факультативов», «развивающими играми», «схемами, таблицами, наглядными материалами», «материалами для родителей (информация, советы, консультации), «литературой по различным направлениям с рецензией авторитетных людей», «энциклопедией знаний по предметам» (по школьным, надо полагать), «психологическими тестами» и еще множеством вещей. Даже беглый взгляд на этот список дает понять: во-первых, раздумывая о том, что бы поместить в «образовательный ресурс», учителя размышляют прежде всего о своих, учительских, потребностях и запрашивают, по сути, большую методическую копилку; во-вторых, в своих запросах они мало ориентированы на использование той самой обратной связи и коммуникативных возможностей Интернета, и только десятая часть запросов предполагает прямое общение между людьми (запрос на «различные форумы и чаты, как учительские, так и детские», запрос на «возможность задать любой вопрос и получить на него ответ специалиста в данной области»). Устойчивая формулировка «материалы для» позволяет предположить, что учителя собираются вытащить все необходимое из Сети, прежде чем использовать на уроке. Или все же и ребенок, и родитель будут допущены к металлическому телу?
Есть запросы на сайты-библиотеки ссылок, а также на «единый структурированный методический архив» и «единый сайт виртуальных учебников». Кто-то предполагает, что можно создать «универсальную тестовую среду с возможностью свободного генерирования предметных заданий различных уровней сложности». Непонятно, как будет происходить «генерирование», но звучит симпатично.
Наконец, учителя рассматривают возможности образовательного ресурса и с точки зрения ребячьих приобретений. Их интересуют «виртуальные экскурсии, путешествия (в различные государства, различные природные и климатические пояса Земли)», «возможность заглянуть внутрь Земли, человека, клетки растений и животных», «общение с иностранцами (чат, форум, личная переписка, участие в конкурсах)», «моделирование лабораторных работ по физике». Замечены и преимущества игровых программ: сюжет может вовлечь в изучение нужного материала, многоуровневая стратегия обеспечит индивидуальное продвижение и индивидуальные поощрения, а квесты помогут любознательным освоить «проблемные, не широко известные» области знаний.
Самый-самый идеал – виртуальная школа, которая «смогла бы реализовать принципы индивидуально ориентированного подхода в обучении». Не важно, что такого подхода не существует (существует принцип индивидуализации обучения в личностно-ориентированном образовании). Главное, что мы понимаем: без сетевых образовательных ресурсов, пусть неидеальных, нам уже не обойтись. А остальное – дело техники.
Или нет?

( kor-ovena@yandex.ru  )


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru