Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Иван Фирсов. Лисянский

– М.: Молодая гвардия, 2002. – (Серия «ЖЗЛ»)

Как полагает автор книги, историк флота Иван Фирсов, русским мореплавателям вечно не везло: всю славу их великих открытий похищали лукавые и циничные иноземцы. Датчанин на царской службе Витус Беринг «украл» лавры первооткрывателя Аляски у якутского казака Семена Дежнёва, немец Беллинсгаузен затмил в памяти потомков своего напарника по первой антарктической экспедиции Лазарева. Ну а больше всего, по мнению автора, история оказалась несправедлива к капитану флота 1-го ранга Юрию Федоровичу Лисянскому. Шутка ли! Остзейский барон Иоганн Крузенштерн, формально командовавший первой русской морской кругосветкой, вытеснил из историографии Лисянского – меж тем как тот значительную часть похода проделал самостоятельно.
Лисянский начинал службу, когда регулярному морскому флоту России не исполнилось и ста лет. Меж тем англичане, голландцы, испанцы и португальцы плавали по океану уже не один век. Пафос эпохи был в том, чтобы освободиться от роли учеников, подражателей. Да, русский флот при Петре и при Екатерине бил шведов и турок, но то были не самые сильные флоты в Европе. Всерьез тягаться с британцами, имея выход в открытый океан лишь через узкие проливы на Балтике и Черном море, было чистым безумием. А вот составить конкуренцию англичанам в плаваниях на дальность русским на рубеже ХIХ–ХХ веков было вполне по силам. Для этого необходимы лишь пара крепких шлюпов, дюжина смелых офицеров и команда подготовленных матросов. Шлюпы были закуплены в Англии (и по прибытии в Россию переименованы в «Надежду» и «Неву»), их капитанами стали однокашники по Морскому кадетскому корпусу Лисянский и Крузенштерн. Скромный и не слишком честолюбивый Юрий Федорович предоставил товарищу руководить экспедицией, хотя имел полное право возглавить кампанию как имеющий больший морской стаж.
Это было не первое дальнее плавание тридцатилетнего Лисянского. Взрослую морскую службу он начал необычайно рано, в неполных пятнадцать лет, в русско-шведской кампании 1788 года. Позднее он набирался мореходного опыта в Англии, ходил под британским флагом в Индию, Америку и Южную Африку (сохранились интересные путевые записки, частично приводимые Фроловым). Возвратился домой, как Одиссей, через много лет…
Однако не Одиссеем, но Колумбом стал в конце концов Лисянский. С кадетской юности Лисянский мечтал о кругосветке, но у морского министерства средств на экспедицию не нашлось. Выручили коммерсанты из Российско-Американской компании. Пушнина Дальнего Востока и Аляски ценилась высоко, и осваивать морской путь на «задворки мира» снарядили два шлюпа. По пути велись гидрографические и астрономические наблюдения, открывались новые острова.
…Когда «Нева» и «Надежда» с триумфом вернулись в Кронштадт, Лисянский засел за записки. То же сделал и Крузенштерн. Книга командира экспедиции вышла скоро и за казенный счет, с записками же Лисянского случилась, как пишет биограф, «позорная волокита». В итоге командиру «Невы» пришлось печатать свою книгу на собственные средства.
А в конце ХХ века, резюмирует автор, в Лейпциге вышла книга, где кругосветка 1803–1805 гг. объявлялась заслугой германского мореходного гения…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru