Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2002

Первая тетрадь. Политика образования
ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 5. ИГРЫ И ПРОЕКТЫ

Даниэль Гринберг – американский педагог, пытающийся разглядеть очертания новой системы образования в обществе, которое подошло к точке решительных преобразований. Как меняться обществу? Как меняться школе?
Вопросов больше, чем ответов. Д.Гринберг предлагает верить в лучшее и помогать надеждам осуществиться.

Даниэль ГРИНБЕРГ

Новый взгляд на школу

Чему нас научит будущее?

Хорошо известно, что наши школы уже много лет находятся в тяжелом положении. Когда все рушится, лидеры пытаются апеллировать к этическим ценностям населения. Учителя взывают к родителям, к их чувству ответственности за воспитание будущего поколения. Педагоги также обращаются к ученикам, призывая быть достойными того социального слоя, в котором рождены. Ясный знак общественного бессилия.

Возможные формы обучения
Сейчас мы в состоянии взглянуть на образование в контексте культуры. Как замечал еще Аристотель около двух тысяч лет назад, человеческие существа естественно любознательны. Их желание учиться проявляется в течение всей жизни, с рождения и до смерти. Непрерывный процесс обучения получил название «образование» и объединяет несколько видов деятельности.
Для нас очевидна присущая каждому человеку форма обучения на основе личной любознательности. Каждый «обучается» таким способом в течение всей жизни, хотя незаметно для других. Одна из форм самообразования – активное взаимодействие личности и среды, включая книги и средства информации.
Другая форма – опыт. Она состоит в хранении событий, в которых человек участвует активно или в качестве наблюдателя, для дальнейшего использования в сходной ситуации. Эффективно и подражание. Человек учится действовать, наблюдая за другими и стараясь повторить желаемые действия как можно точнее.
Обучение также происходит через «поучение». Учитель рассказывает материал, который надо выучить. Отправной точкой для «поучений» являются те знания, с которыми учитель сам уже ознакомился и преобразовал в систему. Эти сведения могут быть переданы через слова или действия, через сочетание того и другого. Поскольку разум учителя – инициатор «поучения», то успех этой формы неминуемо зависит от способности ученика уловить объяснения учителя – «войти в голову учителя». Эта способность зависит от мотивации и настойчивости ученика.

Цель образования – формирование мировоззрения
Вероятно, наиболее важная форма обучения происходит внутри разума, вне нашего понимания, без внешнего вмешательства и побуждения. Я ссылаюсь на способность разума создавать структуры для оперирования данными, их сортировать, распределять и использовать в дальнейшей информационной деятельности. Всеобъемлющая умственная конструкция человека называется его мировоззрением. Поэтому можно сказать, что все время мышление работает над созданием, очищением и изменением взгляда человека на мир. Деятельность по формулированию умственной структуры, частичной или полной, называется построение модели.
Именно мировоззрение позволяет личности существовать. Благодаря мировоззрению мириады впечатлений, созданных человеком во время взаимодействия с окружающей средой, приобретают форму значения. Они сплетаются с мыслями и идеями, становятся единым целым с умственной и физической сущностью личности. Другими словами, мировосприятие – сущность характера и души личности. Без мировоззрения разум расщеплен, не способен руководить организмом в дальнейшей жизни.
Построение модели – основополагающая форма обучения, которая происходит в каждом здоровом уме. И такой ум будет постоянно практиковаться независимо от желаний самого человека или других людей. Каждый может попытаться повлиять на способ построения модели, содержание структуры. Такие попытки служат связью между человеком и той культурой, где он был рожден. Таким образом, мы подошли к взаимодействию личности как строителя модели и культуры – как носителя системы ценностей, подошли к процессу «окультуривания» человека. Что прямо приводит нас к рассмотрению процессов взросления и усвоения.
Что такое взрослеть?
Для того чтобы «функционировать», действовать сразу же после появления на свет, дети рождаются со своим мировоззрением. Детское миропонимание недоступно для нас из-за нашей неспособности общаться с детьми и полностью понимать их умственную конструкцию. Но мы можем быть уверены, наблюдая за «примитивным» ранним поведением, что разум малыша организует жизнь способом, имеющим ясную цель.
Очень важно понимать со всей ясностью, что происходит в период созревания ребенка. Его взгляды изменяются порой неожиданно и радикально. Ребенок, как и взрослый, получает многочисленные импульсы от окружающего мира. Ребенок, как и взрослый, должен по необходимости реагировать на окружающее. Можно ли вообще определить границу между детством и взрослостью? Этот вопрос становится еще более туманным, когда мы пытаемся разобраться, что понимается под совершеннолетием. И только когда мы проходим весь круг, то понимаем, что именно культура прежде всего определяет, кто есть ребенок и кто есть взрослый и что есть сущность перехода из одного состояния в другое.

Формы культуры
Для более пристального внимания к вопросам образования в различных культурах я разделил все культуры на три группы: преиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. Различия основываются на базовых аспектах образа жизни: экономических, технологических и социальных.
Преиндустриальный образ жизни имеет следующие характеристики:
– техника коммуникации ограничена. Сообщения передаются от одного человека к другому без помощи автоматических средств. Ценности культуры, таким образом, передаются исключительно личностным способом, поскольку именно личность является хранителем мудрости;
– техника перемещения зависит от живой силы, людей или домашних животных. Это ограничивает общую подвижность населения в отношении расстояния, скорости и количества багажа;
– экономика в большей мере сосредоточена на обеспечении самого необходимого для человеческого существования: пищи, одежды и крова;
– в большом почете опыт. Он включает постоянное накопление и сохранение знаний отдельных людей. Поэтому в преиндустриальном обществе всеобщим уважением пользуются старшие. Их мозги – коллективное хранилище знаний. А их опыт решения проблем – культурный источник принятия решений. Постоянное накопление, сохранение и обновление вековой культурной мудрости придавало каждой преиндустриальной культуре глубину и скрытую гармонию с окружающей средой.
Ребенок, растущий в преиндустриальной культуре, похож на ребенка, воспитывающегося в большой семье. Он подвергается влиянию культуры постепенно, часто незаметно, но с неуклонной силой. С самого рождения ребенок участвует в различной деятельности и наконец занимает свое место как сознательный член общества. Это место заведомо определено характером культуры.
Не создается специальных образовательных учреждений для большинства молодых людей. Дети, как часть общества, наверстывают энергичностью то, что не получают при помощи знаний.

Индустриальному образу жизни присущи следующие черты:
– техника коммуникации позволяет передавать огромное количество информации многим людям одновременно на большие расстояния с большой скоростью;
– техника перемещения делает возможным путешествия большого количества людей. Создаются условия для активного взаимодействия между культурами на умозрительном и личностном уровнях. К сожалению, эта легкость межкультурного взаимодействия создает и трагические последствия. Большое количество преиндустриальных культур исчезает под натиском индустриальной системы ценностей;
– экономика сосредоточена на производстве товаров с помощью машин. Это создает изобилие досуговой деятельности;
– в индустриальной культуре в почете энергичность, заменяющая роль опыта в преиндустриальной культуре. Энергичность, не только физическая, но и психическая, становится главным предрассудком. Мир и отдых – враги индустриального образа жизни – олицетворяют лень и праздность. Девиз времени – «Жизнь в скоростном экспрессе».
Придавая большое значение энергичности, индустриальная культура полностью сосредотачивается на молодости, а не на мудрости. Возраст становится помехой, старших пытаются отстранить от работы и изолировать от основного течения жизни. Молодежное поведение, взгляды, одежда становятся идеалом людей всех возрастов. И поскольку этот идеал часто недостижим для пожилых людей, их самооценка и значимость в обществе падают.

Воспитание и образование в индустриальной культуре совершенно отличаются от подобных процессов в преиндустриальном обществе.
Машины, которые являются сердцем производства, требуют от всех, занятых в экономике, специальных навыков.
Сейчас недостаточно позволять ребенку свободно «бродить по жизни» и таким медленным естественным способом впитывать ценности культуры. Недостаточно рассчитывать только на естественную детскую любознательность, слишком трудно понять, что подойдет подростку в будущем как взрослому и каково его предназначение в обществе. Слишком много различных, а часто чуждых взглядов доступно ребенку. Поэтому взрослые не уверены, что их собственные культурные ценности будут восприняты молодым поколением. Индустриальная культура требует контроля над доступом детей к чуждым ценностям и направляет интересы детей на деятельность, необходимую сегодняшней экономике.
Используется целый арсенал средств, чтобы усилить этот контроль. Создаются, в частности, специальные учреждения – школы. В них обучают детей так, как того требует общество. Учитель – культурное продолжение семьи. Он – «ролевая модель», которая заменяет недоступное ребенку общество взрослых.
Наиболее важным достоинством учителя считается лояльность к системе культурных ценностей общества. Таким образом, чтобы работать в школе, не нужно быть мастером. Мастер всегда стремится быть независимым, имеет свой подход, идею. Учитель же только излагает принятую версию преподаваемого материала, но не изменяет и не улучшает предмет. Социальный статус учителя бережно сохраняется в середине спектра. Статус достаточно заметный, чтобы пользоваться уважением среди рабочих, но недостаточно высокий для того, чтобы привлечь действительно творческих людей к этой профессии.
Главной формой обучения становится тренировка навыков. Обучение через исследование и другие самостоятельные виды деятельности сильно сокращено. Само «заключение» детей в школе жестоко ограничивает их доступ в окружающую социальную среду.
В индустриальной образовательной системе «нужный» предмет должен преподаваться «правильным» образом и вовремя. Детей не следует обучать чему-то «слишком рано» и вне одобренной образовательной системы. Учебники тщательно отбираются и просматриваются. Детей, у которых трудности с официальной программой, часто считают умственно отсталыми и неуправляемыми, требующими специального лечения.

Противоречия разрывают мир
В самом сердце индустриального образа жизни существует лабиринт противоречий, который держит культуру в постоянном напряжении. Основное разрушительное напряжение возникает в результате постоянной борьбы каждой культуры за выживание в индустриальном окружении. Выживание перед лицом постоянного штурма чужих культур требует энергичных оборонительных мер, которые принимают форму межкультурного соревнования. Поэтому неудивительно, что индустриальный мир находится в постоянном единоборстве в любой области, доступной для состязания: интеллектуальной, психологической, экономической и военной.
Человек, по натуре свободная личность и «бродячий» исследователь, сопротивляется на каждом доступном уровне усилиям индустриальной культуры ограничить его деятельность разрешенными рамками. Этот конфликт между человеческой натурой и сущностью индустриального образа жизни создает ряд отрицательных психолого-социальных явлений, универсальных для всех индустриальных культур.
Постоянное состояние внутреннего напряжения периодически взрывает мировое общественное сознание вспышками, подобными Французской революции.
Существует много проявлений внутренних «разрывов» индустриальной культуры. Например, напряжение и сопротивление обучению внутри школ. Вот как это описывает Гилберт Хигет: “Почему учителям так трудно учить? И почему ученикам почти всегда трудно учиться? Существует много причин, но одна очевидна – сегодня в школах западного мира обучение принудительное. Это то, что «следует» делать или даже что «должен». А в странах свободы подросток «чихает» на «следует» и всеми силами сопротивляется тому, что «должен»». Многие оказываются неспособными реализовать себя в индустриальном обществе. Результат – потеря надежды, утрата цели в жизни. «Спасение» – наркотики, самоубийства.

Постиндустриальный образ жизни
Сейчас еще невозможно ясно описать главные характеристики
постиндустриального образа жизни. Лучшее, что можно сделать, – это уловить в окружающих нас явлениях новые элементы.
С осторожностью обрисую основные характеристики:
– Технология коммуникации создаст «всеобщий» разум, доступный каждому.
– Технология перемещения превратит мир в «единую деревню».
– Полностью роботизированное производство освободит человека от физического напряжения для выживания.
– В постиндустриальной культуре будут высоко цениться такие черты, как творчество, оригинальность, красота, проницательность, любознательность, мудрость. Возраст не имеет значения. Молодой и старый равны. Они пользуются равным уважением, если проявляют необходимые качества. Постиндустриальное общество – плодородный сад для расцвета человеческого духа, гармонии.
Похоже, что процесс освобождения от черт индустриального образа жизни вызовет много хаоса и страданий в некоторых культурах.

Заглядывая в будущее
Обучение в постиндустриальных культурах предоставляет свободный доступ ко всем граням исследования, что позволяет расцвести настоящей сущности человека. Постиндустриальному обществу нет необходимости для сохранения своей целостности направлять деятельность отдельного человека на предопределенную стезю.
Главная обучающая деятельность – раскрепощенное «построение модели». Индустриальные различия между искусством, наукой, технологией, философией и практической мудростью совершенно отсутствуют в постиндустриальной культуре. Воображение сопровождает всю деятельность по построению модели. А красота, духовность вплетаются в каждое творение мозга.
Стабильность и целостность культуры обеспечивается с помощью передачи детям системы ценностей и традиционного взгляда на мир. Этот процесс идет через погружение новичков в культурную среду.
Каждый человек ищет свой собственный путь в создании удовлетворяющих его моделей. Преобладающая форма построения модели зовется игрой и проходит через все стадии жизни постиндустриальных людей. В игре переплетаются процессы исследования и приспособления. Понятие «игра» включает в себя экспериментирование с альтернативными конструкциями, постановку задачи и ее решение, создание эффективного взгляда на мир и использование созданных структур. Чем тщательнее разрабатывается игра, тем искуснее создаваемая модель.
Ребенок начинает жизнь как неопытный игрок и проводит свои ранние годы исключительно в практической игре. Практическая игра продолжается в течение всей взрослой жизни. Иногда некоторые люди вообще «не вырастают», не прекращают игры как преобладающей формы активности.

Спираль развития
Читатель уже, наверное, заметил несколько общих черт между деятельностью детей в пре- и постиндустриальных культурах. Главное сходство – свободная форма игры как преобладающей деятельности молодых людей. Отличия же состоят в коммуникационных и транспортных ограничениях преиндустриального общества, которые сужают познавательный и географический кругозор ребенка. В преиндустриальном обществе сущность занятий взрослого сильно зависит от условий рождения и культурного окружения. В индустриальном обществе все также в конце концов зависит от страны рождения, социальной и религиозной среды, а полная реализация потенциала ребенка – всего лишь вековая иллюзия. Поэтому дети вырастают в растерянных взрослых, которыми постоянно помыкают. У этих людей сильно чувство неудовлетворенности из-за неосуществленных глубоких, невысказанных, сокровенных чаяний.
Постиндустриальная культура представляет собой совершенно другое общество. Состояние коммуникации и техники перемещения делает все возможные области интереса немедленно доступными для ребенка. Постиндустриальная экономика освобождает детей от необходимости тратить много энергии на приобретение навыков выживания. В целом же постиндустриальная культура терпелива в предоставлении широкой практики и большого времени ребенку для игры.

Переходный период
Обучение детей, наверное, последнее, что подвергнется изменению в культуре, претерпевающей переход. Сегодня школы – это образец школ индустриальной культуры. И долго еще устаревшие элементы будут сосуществовать с новыми. Этот факт позволит людям приспособиться к иному образу жизни.
Но что можно и должно сделать сейчас – это создавать переходные школы в увеличивающемся количестве. И попытаться воплотить в них как можно больше элементов постиндустриальной образовательной среды, какие в настоящее время можно предвидеть.

Образование между вчера и завтра
Что можно сказать о важнейших характеристиках переходной школы? Начнем с образовательной стороны вопроса. Основной образовательной деятельностью переходной школы должно стать практическое «построение модели» или игра ребенка. Свободное, раскрепощенное построение модели каждым человеком без барьеров, контроля, ограничений. Ничто другое не подготовит ребенка к взрослой жизни в постиндустриальном обществе.
В переходный период существуют определенные ограничения и принуждения. Они связаны с окружающей средой, где есть неизвестные риски технологического происхождения. Затем, у большинства взрослых, включая родителей, нет достаточного количества времени, чтобы одновременно заботиться о средствах к существованию и следить за своими детьми. Большую часть времени взрослые проводят на работе. Это имеет негативные последствия для детей и их образования. Школы вынуждены «запирать» учеников, чтобы удержать их от влияния улицы, в безопасной обстановке. Но постепенно педагоги должны реагировать на всевозрастающую безопасность окружающей среды. В школах переходного периода должно постепенно происходить ослабление контроля, который совсем исчезнет в постиндустриальном обществе. Школы переходного периода призваны воспитывать таких детей, которые, повзрослев, станут свободными гражданами постиндустриального общества. Эти школы должны стать своего рода школьными городками. В них будут общаться учителя и ученики, привыкая к свободе как основной ценности.
Для естественного перехода культурных ценностей от одного поколения к другому необходимо погружение детей в обучающую среду без навязываемой в индустриальных школах программы.

Последняя тайна
Последний вопрос, требующий рассмотрения, на этом этапе покрыт тайной. Как выросший ребенок определит свою судьбу во взрослой жизни? В преиндустриальном обществе этот выбор определялся окружающей средой, географическими условиями и был известен с раннего возраста. Таким образом, у ребенка была возможность попрактиковаться, «поиграть» с доступными вариантами и через самонаблюдение и взаимодействие прийти к выбору жизненного призвания. В редких случаях человек мог создать совершенно новый взгляд на мир, воплощающийся в новых моделях человеческой деятельности.
В индустриальном обществе выбор основной массы населения ограничен экономическими требованиями, хотя некоторые личности и привносят что-то новое.
В постиндустриальный период, когда технология коммуникации и перемещения делает весь мир доступным для каждого, выбор жизненного пути неясен. Но выбор огромен. Переходное общество обеспечит свободу выбора всевозрастающему количеству населения с помощью переходных школ.
Поэтому задача переходной школы – быть открытой миру, чтобы каждый ребенок по мере готовности мог совершать набеги в мир, за пределы школы. Набеги различной протяженности и длительности. В перерывах между набегами школа должна быть базой для практики построения моделей (отдых, медитация, игра), до тех пор, пока необходимость в такой базе не отпадет.

Перевод  Н. ОКТЯБРЕВОЙ
по книге “Новый взгляд на школу”.
Садбери, 1992 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru