Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2002

Первая тетрадь. Политика образования
ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 5. ИГРЫ И ПРОЕКТЫ

Дейли Бетхел – американский педагог целостного образования, специалист по японской школе, переводчик и автор книг об альтернативном обучении, включая «Макигучи – создатель ценностей». Обращение к идеям выдающегося педагога из далекой загадочной Японии – не просто дань уважения, но и возможность получить поддержку в бесконечных поисках решений самых острых современных проблем. Дейли Бетхелл недавно закончил перевод самого известного труда Цунесабуро Макигучи «География человеческой жизни» и в этом году собирается познакомить с ним англоязычных читателей. Чудесная книга, чье столетие мы отметим в 2003 году, впервые станет достоянием европейских и американских педагогов. К сожалению, на русский язык ее пока никто не перевел. Но вы сегодня можете познакомиться в нашей публикации с некоторыми идеями японского учителя, необычайно почитаемого у себя на родине.

Дейли БЕТХЕЛ

Макигучи – создатель ценностей

О географии человеческой жизни

Образовательная революция распространяется по миру!
Эта революция началась, чтобы освободить тысячи детей и подростков в различных странах от гнетущей, подавляющей личность тирании и отупляющей мозги скуки, царящей в похожих на капиталистические фабрики школах. Изумляющая черта этой революции в том, что она проявляется в одной стране за другой спонтанно, без какого-либо руководства, без планирования, без замысла и в основном незаметно для широкой публики. Побуждаемая быстрым распространением домашнего обучения, альтернативных школ и других инициатив, эта революция в образовании – отражение широкого прогрессивного преобразовательного движения, возникшего в мире. Истоки сегодняшней революции в образовании возвращают нас к наследию большой плеяды инакомыслящих преподавателей прошлого. Наиболее известные из них жили и работали в первой половине ХХ века: Д.Дьюи, Л.Мамфорд, М.Ганди, Р.Штайнер, М.Монтессори. В прямом смысле слова сегодняшние революционеры образования стоят на плечах этих философов-практиков начала ХХ века.

Я хотел бы рассказать о вкладе одного из менее известных революционеров в образовании – Цунесабуро Макигучи (1871–1944). Этот преподаватель-географ жил и работал в Японии. Родился он в бедной семье в деревне на севере страны. Еще маленьким ребенком он остался без отца, а затем и мать покинула его, и в основном мальчика воспитывали родственники. Юношей Макигучи переехал на остров Хоккайдо, где продолжил обучение и стал школьным учителем географии. Женился на дальней родственнице, произвел на свет восемь детей. В конце концов семья переехала в столицу – в Токио, где Макигучи работал учителем и директором нескольких начальных школ. Несомненно, его взгляды были источником постоянного раздражения для школьной администрации, учителей и многих родителей. Он критиковал государственное образование, похожее на конвейер фабрики, и твердо верил в естественные способности детей к обучению. В 1903 г. Макигучи опубликовал свою известную книгу «География человеческой жизни». В следующем году мы будем отмечать столетие книги, но ее идеи актуальны по сей день.
Макигучи пытался найти малейшую возможность для воплощения своих идей в рамках жесткой образовательной системы Японии. Результаты его экспериментов были впечатляющими, и педагога поддерживали ученики и даже некоторые преподаватели, которые у него многому учились, выдающиеся мыслители Японии. Однако, за некоторым исключением, профессора и чиновники от образования объявили учителя демагогом и смутьяном, окрестили его реформы неприменимым вздором. Такое отношение вместе с возрастающим влиянием милитаризма и шовинизма в обществе привело к тому, что Макигучи был вынужден уйти с поста директора школы. А когда в 1932 году произошло убийство премьер-министра Японии по вине военных, Макигучи отказался от попыток улучшить общество через обучение. Он обратил свою энергию и убежденность в другое русло – посвятил себя буддизму – пропаганде этической философии «создания ценностей» в обществе. Во время Второй мировой войны, в 1943 г., Макигучи был заключен в тюрьму профашистским правительством за религиозные взгляды. Пятеро его детей погибли. В 1944 году, за год до капитуляции Японии, учитель умер в тюрьме от истощения в возрасте 73 лет. Он даже не мог представить себе грядущие изменения в образовательной системе Японии.
Через два года после окончания войны под влиянием оккупационных властей США японское правительство приняло «Основной закон об образовании». Согласно этому закону образование уходило из сферы «божественного» влияния императора и оказывалось в руках общественности. Примерно в это же время был принят «Закон о школьном образовании», который насаждал, к лучшему или худшему, американскую структуру всеобщего государственного образования. Эти два закона до сих пор остаются столпами японской образовательной системы и продолжают быть источниками горячих споров. Они и способствуют модернизации школы, и тормозят ее развитие.
В такой двойственной ситуации именно образовательные идеи Макигучи, его предложения и практический опыт, объединившись с наследием Д.Дьюи, М.Ганди, стали частью революционных преобразований школы XXI века в Японии и других странах мира. До сих пор активно развивается Общество создания ценностей, основанное Макигучи в 1937 году.

Надежды и опасения
Сочинения японского учителя столетней давности передают уникальное восприятие индустриального общества. Макигучи возлагал огромную надежду на модернизацию и индустриализацию. Он разделял радужные ожидания предполагаемого изобилия, которое они сулили. Однако, как и другие прогрессивные учителя в мире, Макигучи предвидел опасности и трагические противоречия в социальной и образовательной политике.
Зловещие контуры человека-робота без корней и неповторимой индивидуальности уже обрисовывались в индустриальном обществе. Безрассудное пренебрежение к окружающей среде, к традиционным ценностям в погоне за прибылью. Особую тревогу вызывала ежедневная изоляция детей и подростков в школах. Это приводит к разрыву связи ребенка как с природным окружением, так и с семьей, с обществом. Школьников лишают возможности учиться в процессе естественной деятельности, принуждают запоминать массу несвязанных фактов. Они оказываются вне семейной, национальной культуры, им навязываются чужие абстрактные идеалы, в первую очередь идеалы американской масс-культуры. Макигучи боялся, что эти привнесенные ценности и модели поведения будут гибельны для Японии.
Макигучи тем не менее верил, что в индустриальном обществе много конструктивного и ключевым элементом в установлении гармонии может быть развитие «создающей ценности» образовательной системы. Эта система должна основываться на научных принципах и быть ориентированной на национальную культуру и ближайшую для ребенка окружающую среду. Личность, вооруженная прочной системой ценностей, вековым опытом народа, сможет достойно противостоять опасностям технологического прогресса, используя его преимущества.

Семья и школа
В начале ХХ века Макигучи так описывал японские школы: «В прежние века преобладающим способом подготовки молодых людей к соответствующим жизненным ролям была обширная домашняя жизнь. Каждого в сознательные годы отдавали в подмастерья обучаться семейному ремеслу, наряду с этим шло дополнительное обучение ребенка через местное сообщество. С начала периода Мэйдзи (1868–1912) распространилась система современного образования в школах. Каждого брали за руку и «волочили» в школу, и вскоре две другие составляющие обучения (семья и общество) вышли из употребления. В последние годы мы осознали свое гибельное заблуждение и пытаемся заполнить брешь различными вариантами дополнительного образования. С этой точки зрения школа может занять определенное место, если будет тесно сотрудничать с двумя остальными сферами образования. Эти три неразрывных звена должны соединиться в прочную цепь, взаимно дополняя друг друга».
Макигучи предложил так называемую школу на полдня. Если мы используем в полном объеме все сферы жизни, то достаточно только полдня проводить в школе. Обучение не следует рассматривать как подготовку к жизни. Скорее оно происходит во время жизни, и жизнь не прекращается в процессе обучения. Учение и настоящая жизнь – больше, чем параллельные линии, они дополняют друг друга контекстуально. Учиться в жизни и жить, обучаясь всю жизнь. Главное внимание тогда надо обратить на школьную программу, вселяющую радость и уважение к работе.

Философия обучения
Вредные последствия насильственного кормления маленького ребенка легко увидеть. Организм все равно не усвоит больше, чем в состоянии переварить. Избыточный объем выйдет в виде непереваренных отходов… Или хуже – застрянет в желудочно-кишечном тракте, медленно сгнивая и отравляя всю систему. К сожалению, последствия психологического отравления детей, вызванные насильственной зубрежкой непонятной информации, сразу не заметны. Следовательно, вредный эффект этого «ядовитого» процесса не признается. Ситуация серьезная. Мы встречаемся с парадоксом: учителя и родители, одинаково пытаясь обеспечить детям благополучное будущее, делают их несчастными сегодня.
«Цель образования, – подчеркивал Макигучи, – не в том, чтобы передавать знания». Мы только руководим учебным процессом, вручая ответственность за последствия самим ученикам. Это не мелкооптовая торговля крохотными дозами информации. Истинное образование снабжает ключами, которые позволят молодым людям самостоятельно отпереть кладовую знаний. Это не воровство чужой интеллектуальной собственности без лишних усилий. Образование помогает найти свой путь открытий и изобретений. Подобные замечательные декларации не просто должны быть хорошо знакомы всем педагогам, ведь они звучат еще со времен Яна Амоса Коменского и Песталоцци. Пора воплотить слова в деяния.
Тот, кто владеет ключами от кладовой знаний, может получить необходимую информацию, не заучивая бесконечных томов «учености» – учебников. Нет причины перегружать нашу жизнь кучей бесполезных и тривиальных фактов, которые нам, может быть, никогда не пригодятся. Вызубрить, для того чтобы забыть. Выучить, чтобы не вспомнить. Вот чем заняты современные школьники.

Сочувственное взаимодействие
Для Макигучи Земля – чудо. Жизнь – тайна. Основная цель учителя – призвать молодых людей к познанию и пониманию Земли и жизни, пульсирующей на ней. В своей главной работе «География человеческой жизни» он писал: «Мы родились на Земле, она вдохновляет нас, на ней мы умрем. Земля – наш дом. Следует относиться к людям, животным, деревьям, рекам, горам или камням так же, как к самим себе. Осознавать, что у нас много общего. Такое взаимодействие заставляет нас чувствовать, если не сознательно думать, что бы я чувствовал или делал, если бы был на их месте? Сочувственное взаимодействие происходит тогда, когда вы чувствуете другого человека или предмет, с которым контактируете, как часть самого себя или себе подобным. Вы разделяете ощущения этого человека или предмета, способны поставить себя на его место».
Макигучи также считал, что «наша сущность как человеческих существ создает сообщества. Никто не может жить совершенно одиноко. Именно через объединение в сообщества мы обеспечиваем не только основные потребности и безопасность, но все то, что делает нашу жизнь значительной и стоящей. Осознание этого факта приводит к тому, что интимные чувства, первоначально направленные только на определенную личность или предмет, объединяются с Миром. Наша возрастающая ответственность перед обществом увеличивает понимание и социальную ответственность внутри нас. Начинаясь с личных взаимоотношений, забота и уважение постепенно распространяются на большое сообщество и в конце концов на весь Мир».
Макигучи страстно желал передать нам, может быть, более, чем что-либо другое, именно чувство благоговения перед природой, удивление и благодарность перед жизнью. Развитие чувства взаимозависимости и взаимосвязи с природным миром, частью которого и является человечество, есть центральный аспект того, что есть Человек. Такая холистическая (целостная) ориентация стала основной темой не только книги «География человеческой жизни», она стала лейтмотивом собственной жизни Макигучи: «Зная о большом разнообразии явлений, влияющих на мою жизнь, я не могу не думать о том, как сама Земля управляет ею. Я смотрю вокруг, и хотя мои глаза могут охватить только несколько километров в любом направлении, мое сердце и мой ум полны воодушевления, удивления и любопытства перед всей Землей, перед взаимоотношениями всех живущих на ней. Я начинаю осознавать, что если стремиться к глубокому пониманию этих отношений, то надо приготовиться делать наблюдения и исследования различных аспектов планеты: топографии, движения, структуры».

Главное – наблюдение
Макигучи приглашает нас всех присоединиться к его путешествию, чтобы исследовать тайны Земли и жизни на ней. «География человеческой жизни» – что-то похожее на корабельную лоцию или дневник исследователя. Но это может быть также справочником или путеводителем для тех, кто вознамерился отправиться в дорогу самостоятельно.
Прежде чем начать путешествие-открытие, Макигучи предлагает развить наблюдательность участников, чтобы использовать в качестве метода изучения. Но каков должен быть охват такого наблюдения?
«Я пришел к заключению, что естественным отправным пунктом понимания того мира, в котором мы живем, и наших с ним взаимоотношений является сообщество людей, страна и культура, в которой мы родились. Это сообщество, по сути, дает нам жизнь и указывает путь по направлению к самим себе, к тем, кем мы станем в будущем. Другими словами, именно общество дает нам корни человеческого существования. Едва ли можно переоценить важность той внутренней прочности и неповторимой индивидуальности, которая дается нашим родным культурным сообществом, нашей Отчизной».
Если мы серьезно подумаем об этом, то поймем, что любой аспект Вселенной можно наблюдать в самом маленьком районе нашей Родины. И поскольку Родина – это место, где мы живем, гуляем, где видим, слышим, получаем разнообразные впечатления, значит, мы ощущаем все проявления Мира непосредственно. Таким образом, легко объяснить общую природу уникального сложного явления в Космосе, используя примеры, которые в изобилии встречаются в самом крохотном отдаленном селе или деревушке».

Идея Макигучи по поводу целостного образования, происходящего внутри природы и общества, его версия, что индустриальное общество может быть основано на любви и уважении к Миру, были отвергнуты японским обществом в свое время. Сейчас, однако, мы являемся свидетелями того, что предложения учителя сыграли и продолжают играть значительную роль во всемирной перестройке образования и общества.

Школа в Оита
Школа в Оита – большая начальная школа, расположенная около Нагаока, города на западе Японии. Я и сам посещал эту школу и пользовался записями сотрудников и гостей, в частности Икуе Тезука, чья книга «Школа с лесом и лугом» произвела на меня огромное впечатление. Во многих отношениях это типичная японская начальная школа. Но ее отличает сосредоточенность на взаимоотношениях с естественным миром. Когда вы только входите в школу, вас поражает большое количество животных. В обычных школах в классе тоже можно встретить какое-нибудь животное, но только одно-два, и то подальше где-нибудь – в «живом уголке». Эта же школа скорее похожа на ферму с кроликами, козами, цыплятами и черепахами. Большую часть времени животные проводят на так называемом «Дружеском пастбище», где они питаются. Дети любят ходить туда, чтобы поиграть, погладить, поговорить с животными. Однако они не только играют со зверями, но и кормят, лечат, убирают. Это большая ответственность и серьезная работа, учитывая большое количество животных.
Для ребят также важны деревья вокруг школы – их называют «лес Отчизны». Прежде чем посадить «лес», дети изучали климат, почву, особенности своего города и определили 96 видов деревьев и кустарников, которые являются родными для этих мест и легче приживутся. После составления подробного плана участка ребята обратились за помощью к взрослым, учителям и родителям. Все вместе они посадили 290 деревьев на площади примерно 120 кв. метров.
Сажая деревья, юные садоводы учитывали, как надо расположить высокие и низкие стволы, чтобы пейзаж выглядел гармонично, как будут сочетаться цвета бутонов и плодов.
Прекрасно наблюдать результат. Весна – время больших изменений. Деревья покрываются почками и цветами в одно и то же время. В мае зелень становится сочнее, и красные цветы искрятся на ее фоне. Особенно прекрасны азалии. С раннего лета до осени деревья цветут одно за другим белыми, алыми и багряными цветами. В августе деревья пригибаются к земле под тяжестью восхитительных плодов. И наступает период осеннего расцвета…
Дети любят наблюдать за этими изменениями. Они разговаривают с растениями и пишут стихи. Вот стихи ребят третьего класса:

Я видел деревья зимой в лесу.
Они качались, как будто танцевали со снегом.
Чувствовали ли они тяжесть снега на своих ветвях?
                    Юкари Казама

Большие красные почки на маленьком дереве.
Они выглядят, как огни свечей, как красные леденцы,
Как вишни, как рубины.
Большие, красные, симпатичные почки.
Похоже, они говорят: «Мы прелестны».
                    Рай Нагахаши

Я – гусеница
В такой школе ученики развивают свое умение общаться с животными и деревьями, чтобы не чувствовать себя отделенными от окружающей среды.
Эта связь детей с природой, с миром поддерживается не только на пастбище или в лесу, но и в классе, где уделяется большое внимание изучению различных проявлений жизни на Земле. Вот, к примеру, урок, на котором изучали гусениц. Сначала ученики наблюдали, как двигаются гусеницы, затем сами «превратились» в гусениц и, подражая им, вращались на ковре. Затем они спели «Песню гусеницы», извиваясь в такт музыке. После этого дети посмотрели учебный фильм. Увидели, как яйца превращаются в личинок, а затем в бабочек. В конце урока была разыграна пьеса о гусеницах. Дома дети описали свои ощущения. Вот одно из сочинений.

День, когда я превратилась в гусеницу.
Мы готовили пьесу о гусеницах, о которых узнали на уроке много нового. И мне пришлось стать гусеницей. В день представления я попыталась сохранить спокойствие и мысленно превратиться в гусеницу. Сначала я почему-то сильно нервничала, а затем подумала: «Как можно преодолеть это напряжение и раздражение?» Вспомнила, что наш учитель сказал: «Искренне думайте о том, что мы знаем о гусеницах». И тут я увидела зеленый цвет перед глазами и почувствовала, что нахожусь на капустном поле…
Томоюки Каненага

Многое из того, что происходит в школе, зависит от усилий директора Яманучи, сторонника идей Макигучи, внимательного читателя его книги.
Предметы в современной школьной системе разделяют мир на маленькие части. Например, на одном уроке дети наблюдают за рыбой, на другом – учатся считать, на третьем – делать что-то руками, постигать основы физики… Но только рассматривание или заучивание неинтересно и незначимо. В комплексной деятельности мы соединяем обучение с практикой и предлагаем заняться разведением карпа. Мы говорим: «Давайте разводить карпа так же хорошо, как это делают ваши отцы». Тогда ребята воодушевятся и захотят узнать «науку». Основным нашим учительским вкладом в процесс обучения детей может стать момент, когда мы побудили ребенка обратить внимание на что-то необычное и он испытал сильное впечатление, удивление. Такой комплексный подход обеспечивает основу для объединения естественных наук, арифметики, языка.
Мы часто представляем себе японскую школьную систему жесткой и соревновательной. Однако работа Яманучи и программа школы в Оика, книга Макигучи – вдохновляющие образцы обучения, посвященного окружающей среде.

Экологическое образование
Сегодня экологическое образование становится все более популярным в школах всего мира. К сожалению, слишком часто оно сконцентрировано на проблемах окружающей среды и технологичных способах решения. Но самое важное – дать почувствовать ребенку его личную глубинную связь с Землей, Природой. В этом смысле важнейший принцип экологического образования – сделать природосообразной всю жизнь детей, каждый миг их школьной деятельности. Они должны, в первую очередь познать себя, а не тот или иной учебный предмет. Кроме того, необходимо дать почувствовать ответственность, которую накладывают знания. Знание не только сила, но и предвидение последствий применения этой силы.
Экологическое образование немыслимо без вдохновляющих примеров, образцов, которые задают систему ценностей, позволяющую строить свою жизненную линию. Мы можем предложить ученикам стать частью многовековой традиции, связанной с именами Швейцера, Торо, Ганди, Макигучи…

Перевод Н. ОКТЯБРЕВОЙ
по книге «Макигучи – создатель ценностей».
Сан-Франциско, 1971 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru